Ревет «Мотор»: как Пекин и Вашингтон рвут на части жемчужину украинского машиностроения
Кроме того, согласно данным нашего источника, китайцы готовы зарезервировать 5 тыс. рабочих мест в КНР для квалифицированных работников «Мотор Сичи», обеспечив последних «европейской зарплатой». Всего на предприятии по состоянию на конец 2016 года трудилось почти 27 тыс. человек. Науке здесь не место В июле текущего года Служба безопасности Украины начала «прессовать» сотрудников предприятия. Против топ-менеджеров частной компании спецслужбой было открыто странное дело о «растрате», однако оно вскоре заглохло. Примерно тогда же СБУ обвинило руководство компании в «диверсии», и по этому обвинению суд заблокировал продажу 56% акций «Мотор Сичи» китайским инвесторам, аффилированным с компанией Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co. Как сказано в решении суда, 6 апреля 2016 «Мотор Сичи» получило от компании Skyrizon Aircraft Holdings Limited (Британские Виргинские острова) $100 млн под 0,3% годовых в рамках договора займа от 29 января 2016 года с китайской компанией Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co Ltd. После этого в течение 2016 года некий гражданин Украины, имя которого в судебном решении не приводится (однако по косвенным признакам можно прийти к выводу, что это был руководитель предприятия Вячеслав Богуслаев), продал 56% акций ПАО Мотор Сич доверенным лицам китайской Beijing Skyrizon. А.Исайкин, В.Богуслаев Продажа контрольного пакета акций «Мотор Сичи» китайскому инвестору случилась не от хорошей жизни. Финансовые показатели предприятия неуклонно снижались с 2014 года. Так, чистая прибыль предприятия в 2016 году резко снизилась — с с $139 млн до $72 млн. годом ранее, почти вдвое. При этом чистый доход предприятия упал с $1,07 млрд в 2013 году сначала до $680,5 млн в 2014-м, в 2015-м этот показатель составил $576 млн и снова обвалился в 2013-м — до $387,9 млн. Разрыв производственной кооперации с российскими предприятиями, в частности с «Ростехом» и компанией «Вертолеты России», с которыми ранее был заключен контракт на сумму около $1,5 млрд, болезненно сказался на украинском предприятии, производящем продукцию двойного назначения. В итоге «Мотору» все сложнее было содержать многотысячный коллектив узких специалистов. Помощи от государства в виде заказов предприятие тоже не дождалось. Хуже того — коту под хвост пошли даже существующие заказы. Как еще можно объяснить отказ государственного авиагиганта «Антонов» от двигателей «Мотор сичи» в пользу американских General Electrіc в августе 2016 года? «Сотрудничество с General Electrіc в сфере поставок двигателей может вывести наши самолеты на совершенно другой уровень качества, занять ту нишу на мировом рынке, которую мы заслуживаем. Надеюсь, мы получим фантастический мировой продукт, который сможет достойно конкурировать как в грузовых, так и в пассажирских перевозках», — прокомментировал соглашение ГП «Антонов» и американской General Electrіc Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян. То, что американцы получили заказ в счет другого украинского предприятия, министр умолчал. Таким образом, одному из лидеров украинского машиностроение власть не оставила никаких шансов — вне производственной кооперации с другими странами и без мощнейшего госзаказа предприятие было обречено. Даже при росте оборонного бюджета «Мотору» не дали поучаствовать в дележе этого пирога с пользой для страны. Несмотря на постоянное увеличение из года в год расходов на оборону — на 2018 год они выросли более чем в 2,5 раза, с 6,5 млрд грн до 16,5 млрд — оборонное предприятие «Мотор сич» практически не получает госзаказов. 91% объема реализованной в 2016-м продукции пришелся на экспорт. Украине не нужны вертолетные двигатели, а презентованный недавно «Мотором» новый украинский вертолет собственного производства «Надежда», являющийся спешной переделкой давно устаревшего Ми-2 — жалкая попытка продать чиновникам то, что им совсем не нужно. Стране нужны не вертолеты, а технологии попроще — например, патроны. «Очень важным было обсуждение совместного производства оборудования, оснащения, как в Канаде, так и в Украине. Мы хотели бы, чтобы Канада присоединилась к строительству завода боеприпасов на территории Украины, и этот вопрос мы обсудили с моим коллегой», — заявил на днях глава Минобороны Украины Степан Полторак. Высоколобые тоже не нужны Перемещение пяти тысяч высококвалифицированных специалистов в Китай могло бы выглядеть искрометной шуткой еще несколько лет назад, но не сегодня. Глядя на то, как в Украине разваливаются высокоточные наукоемкие производства, другие страны не зевают. Например, генконструктор того же «Антонова» Дмитрий Кива переехал из Киева в Баку, где собирается приступить к созданию азербайджанской авиационной промышленности. Причина — должность генерального конструктора в «Антонове» упразднили, Украине он оказался не нужен. Аналогичная ситуация, только масштабы ее гораздо больше, сложилась на флагмане украинской космической промышленности «Южмаше». южмаш «Много квалифицированных, опытных специалистов, кандидатов и докторов наук — всё старые кадры — были просто выброшены на улицу. К счастью, большая часть из них смогла перебраться в Россию, где они могут реализовать свой научный потенциал. Потому что в РФ к космосу относятся более прагматично, и учёных поддерживают на государственном уровне», — рассказал Ukraina.ru Александр Скворцов, ветеран украинской космической отрасли. Судя по всему, высокотехнологичные предприятия не нужны украинским инвесторам — ни частным, ни государственным. Несмотря на тяжелое экономическое положение, внутренние инвестиции в 2016-м выросли. Однако это относится в основном к сфере недвижимости — рынку, на котором надувается мощнейший пузырь — производство же развивать никто не спешит. А вот иностранные инвесторы заинтересованы в предприятии. Но здесь в силу вступает третья сил. Киев по указке Вашингтона поступает по принципу «не доставайся же ты никому»: Украина не может позволить себе развивать дорогостоящую авиацию, предпочитая закупать новые кокарды и другие натовские знаки различия для военной реформы по западному образцу да модернизировать безнадежно устаревшие танки. Не доставайся ты никому В отличие от фейкового украинского вертолета, китайская Skyrizon, которая приобрела акции «Мотор Сичи», намерена совместно с россиянами построить реальный вертолет. Именно ей принадлежит компания «Avicopter», в середине 2015 заключившая соглашение с «Вертолетами России» о производстве тяжелого вертолета Advanced Heavy Lifter (AHL). Однако передавать высокие технологии китайской компании, к тому же сотрудничающей с Российской Федерацией, Киев не хочет — во многом и для того, чтобы не создавать конкуренции авиагигантам Bell, Boeing, Sikorsky и другим. Отсюда — и попытка заблокировать сделку с китайцами. Если падение финансовых показателей продолжится существующими темпами, оно будет вынуждено прекратить работу в течение года-двух. Будут потеряны технологии и компетенция — всех ценных сотрудников с распростертыми объятиями ждут в Китае, да и Россия не откажется от специалистов в области авиации. На Украине же прибавится несколько десятков тысяч безработных и появится еще один объект для распила на металлолом. Что ж, Украина все сильнее напоминает арену столкновений мировых держав — и выиграют от этого кто угодно, но не украинцы.