Завтра в школу не пойдём. Почему родители выбирают семейное образование?

Сегодня, по данным краевого Минобра, в Прикамье по форме семейного образования обучается около 250 детей. Но число это непо­стоянное, потому что у родителей или законных представителей меняются обстоятельства. «АиФ-Прикамье» рассказывает, к чему должны быть готовы родители, которые решились на семейное образование для своих детей, по каким программам они их обучают и с какими трудностями сталкиваются. Уйти от заточения Екатерина Бахматова признаётся, что с мужем о семейном образовании для своего сына Жени задумались чуть ли не сразу после его рождения. Уже пятый год он постигает школьную программу дома. «Вспоминая свои школьные годы, мы по­стоянно задавались вопросом: «А надо ли вообще человеку проводить 11 лет в школьном заточении, без права выхода из этой системы?» Ещё одним важным фактором в пользу семейного обучения стал выбор программы. Когда сын начинал учиться, почти во всех школах использовалась программа «Школа 2100». Спустя год по ней запретили учить, потому что удалось доказать, что она разрушает психику ребёнка, ведёт к безграмотности и т. п. А до этого по ней учили детей 20 лет. Мы же выбрали программу «Школа России». На мой взгляд, это лучшая программа для начальных классов. Но её почти не используют в наших школах», – говорит Екатерина Бахматова. Пермячка Лейла Сазонтова так и называет себя – «мама хоумскулера». В отличие от Бахматовых к семейному образованию с мужем они пришли не сразу: их сын Лев полтора года проучился в начальной школе, после чего встал вопрос о домашнем обучении. «Нас не устраивала ни программа, ни компетенция педагогов, ни ориентация на среднестатистического ученика, которого по факту нет ни в одном классе, ни то, что рядом со здоровыми детьми учатся психически больные ребята. Когда мы объявили в школе, что переходим на домашнее обучение, то завуч сказала: «Вы же понимаете, что оценки будут ниже?» На что я ответила: «Вы же понимаете, что оценки меня беспокоят в последнюю очередь?» – вспоминает Лейла Сазонтова. Научить учиться По словам Екатерины Бахматовой, школьными предметами с Женей занимаются пять дней в неделю – в будни. «Одновременно изучаем не больше двух предметов. В день на учёбу уходит полтора-два часа плюс 15-20 минут на домашнее задание – заполняем рабочую тетрадь к учебнику. Обычно читаем параграф, обсуждаем его, выполняем лабораторные работы, все задания из учебника. Математику и русский язык изучаем в течение всего учебного года, но не одновременно, а по очереди: три недели – математика, затем – три недели русский и т. д. Остальные предметы изучаем методом погружения. Берём предмет, например, географию, и ежедневно им занимаемся. На один предмет уходит месяц-полтора. За это время ребёнок хорошо сосредотачивается на предмете и обучение идёт очень эффективно. После изучения предмета сын сдаёт экзамен. Таким образом, мы изучаем школьную программу за те же восемь-девять месяцев, но тратим намного меньше времени и сил. Самое главное: не изучаем все предметы одновременно. Какие-то специальные методики в обучении не используем. Достаточно добросовестно изучить учебник, чтобы подготовиться к экзамену», – рассказывает Екатерина Бахматова. Учёбой с сыном они занимаются утром, после завтрака. После обеда Женя посещает кружок или секцию. В свободное время читает книги, играет на компьютере, что-то мастерит. В выходные посещает занятия по рисованию при художественном училище, также увлекается керамикой (ходит в мастерскую) и робототехникой (посещает кружок в «Муравейнике»). Раз в неделю Женя играет в бадминтон. К услугам репетиторов Бахматовы пока не обращались. В старших классах, и особенно во время подготовки к ЕГЭ, скорее всего, будут их посещать. Лейла Сазонтова признаётся, что при изучении большинства предметов вообще не использует учебники. «Главное, что я делаю, – учу сына учиться. Для меня это важнее любых методик. Мне важно, чтобы Лев сам умел добывать и обрабатывать информацию, жить с включённым мозгом. У нас нет учебников по большинству предметов. Сын учится по наитию: книги, разные секции, музыкальная и языковая школы, Интернет и т. д. День строится вокруг его занятий в секциях и кружках. В перерывах между ними он изучает предметы и гуляет. Английским языком занимается с репетитором. В будущем, не исключаю, будем привлекать репетиторов и по другим предметам, по которым сын захочет получить углублённые знания», – добавляет Лейла. Испытание аттестацией Одним из главных испытаний для тех, кто обучается дома, становится аттестация. По данным краевого Минобра, сегодня в регионе более 60% детей, обучающихся в семье, успешно проходят аттестации, т. е. получают оценки «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». Те, кто с ней не справляются, возвращаются в школу. «Сначала мы собирались проходить годовую аттестацию в близлежащей школе. Директор, конечно, отговаривала. И после беседы с ней мы решили проходить аттестацию дистанционно, через Интернет. Чтобы каждый раз не тратить время и силы, доказывая состоятельность семейного образования. Ситуация с аттестацией в пермских школах сложная. К такому выводу пришла после общения с родителями, чьи дети проходят аттестацию в Перми. В большинстве школ к семейному обучению относятся негативно: не выполняют требования договора родителей со школой, не следуют закону о семейном образовании. Знаю родителей, которые много лет борются за свои права и даже судятся со школой. Поэтому мы выбрали самый простой вариант – аттестация через Интернет в лояльной к семейной школе, пусть и за оплату», – считает Екатерина Бахматова. Лейла Сазонтова с этого учебного года тоже прикрепила сына к дистанционной школе – ЦОДИФ (частная школа «Центр обучения детей и взрослых»), которая сотрудничает со школой № 277 Санкт-Петербурга. «В предыдущие учебные годы мы числились в пермской школе № 24. Тогда мы проходили аттестацию по всем предметам школьной программы раз в четверть. По итогам прошлого года у нас было три «четвёрки», остальные – «пятёрки». Сейчас проходим аттестацию раз в год по каждому предмету. И на сегодня уже сдали три предмета за 4-й класс. На прошлой неделе, например, успешно прошли дистанционный тест по физкультуре», – говорит Лейла Сазонтова. Дорогое удовольствие? Есть мнение, что семейное образование – дорогое удовольствие и подходит только для богатых родителей. «Но это миф. Мы не ходим в школу, поэтому нам не нужно покупать канцтовары, школьную форму, рабочие тетради. Когда мы числились в пермской школе, то имели бесплатный проездной, получали компенсацию за то, что обучаемся по семейной форме. Пермский край входит в четвёрку регионов в стране, где такие компенсации выплачиваются. В год она составляла от 20 до 40 тыс. руб. в зависимости от школы (например, её статуса. – Авт.), к которой прикреплён ребёнок», – поясняет Лейла Сазонтова. «Безусловно, приходится тратить деньги на кружки, книги, учебники. Но ведь и при посещении школы эти расходы тоже есть», – добавляет Екатерина Бахматова. Конечно, при выборе семейной формы обучения перед родителями неизбежно встаёт рабочий вопрос. «Здесь всё зависит от кон­кретной семьи. Есть семьи, где один из родителей отказывается от работы и посвящает себя семейному обучению. Знаю родителей, которые оба продолжают полноценно работать. У меня, например, полная занятость, правда, удалённая работа – в одном из московских издательств», – рассказывает Лейла Сазонтова. И Бахматовы, и Сазонтовы готовы к тому, чтобы все 11 лет их дети обучались вне школы. Впрочем, признаются, если их сыновья захотят в неё вернуться, то препятствовать не станут. По закону это можно сделать в любое время. Одним из главных достоинств они, не сговариваясь, называют то, что у детей нет стрессов и проблем с мотивацией. Тогда как в школе дети нередко испытывают сильный прессинг из-за той же рейтинговой системы. К тому же у ребят после школы часто не остаётся сил на занятия в секциях и кружках. «Преимущество семейного образования – возможность обучаться в своём темпе, выбирать учебники, высыпаться по утрам и никуда не спешить. Освобождается много сил и времени для занятий по интересам. Появляются интересы – встаёт необходимость выбора. Ребёнок учится выбирать, планировать, рассчитывать свои силы. Он познаёт себя через то, что ему действительно интересно. Мне кажется, это очень ценный опыт», – уверена Екатерина Бахматова. Воспитываем индивидуалистов? Доцент, кандидат психологических наук Марина Таллибулина: «Прежде чем сделать выбор в пользу семейной формы обучения, родителям нужно тщательно взвесить все за и против. Преимущество такого образования заключается в возможности осваивать школьную программу, а также любые объёмы дополнительной информации в своём темпе, с учётом индивидуальных особенностей и способностей ребенка. Ответственность за качество таким образом получаемого образования возлагается на родителей. И, пользуясь всеми доступными информационными ресурсами, родители в основном неплохо справляются с этой задачей. Но есть и другая сторона медали (и в этом, наверное, состоит основная проблема): при семейном образовании задача формирования у ребёнка навыков коммуникации (столь необходимых для гармоничного личностного развития и успешной самореализации) нередко отходит на задний план, а бывает, и вовсе сводится к нулю. Тогда как в классе, где собраны разные дети, с разным темпераментом, разными способностями, разным уровнем воспитания, ребёнок получает возможность научиться грамотно взаимодействовать, налаживать дружеские и приятельские отношения с разными людьми, помогать тем, кто менее способен, научиться терпению, к примеру, подождать, пока ребёнок с более медленным темпераментом выполнит то или иное задание и т. д. Полагаю, что эти и подобные качества необходимы любому человеку. На мой взгляд, семейное обра­зование способствует формированию индивидуалистов. Хорошо это или плохо, решать родителям». Трудности социализации Учитель географии, истории и общество­знания Сергей Гринкевич: «Не вижу ничего плохого в том, что родители выбирают семейную форму обучения для своих детей. При условии, что семья может дать своему ребёнку хорошее образование и достойное воспитание. Давайте вспомним историю: дворянские отпрыски получали семейное образование, и разве это были плохие дети? Купеческие дети зачастую получали хорошее образование в семье. Так что ничего страшного в этом нет. Конечно, при такой форме обучения возникают некоторые вопросы с социализацией детей: как они научатся контактировать с обществом, другими людьми. Но в наше время ос­трота вопроса снимается благодаря развитию Интернета. Если раньше одной из главных задач школьного образования была социализация, включение человека в общество, то сегодня это идёт помимо школы и родителей – через социальные сети, интернет-СМИ и т. д.». Хорошо, что есть выбор Председатель общественной организации «За права детей на образование» Анна Куликова: «К нам время от времени обращаются родители за консультацией, как и на какую компенсацию они вправе рассчитывать при семейном образовании. Здесь у них порой возникают информационные пробелы, а наших чиновников не особо помучаешь вопросами. Хорошо, что у родителей сегодня есть выбор между школьным и семейным образованием. Сегодня немало знакомых склоняются к обучению детей дома. Особенно это удобно в начальной школе. На мой взгляд, главный плюс семейного образования – индивидуальный подход к ребёнку. Родители знают его сильные и слабые стороны. Всё это позволяет быстрее осваивать школьную программу. Конечно, при выборе формы образования многое зависит от семейного бюджета. У нас многодетная семья, приходится много работать, поэтому для нас актуален привычный формат – школьное образование». Неграмотность и стереотипы По словам юриста Ольги Ведерниковой, главные трудности родителей, решившихся перевести детей на семейное образование, – это неграмотность и стереотипы. С этим она столкнулась перед началом прошлого учебного года, когда помогала своим знакомым перевести четырёх детей на семейное образование с первого класса. Чинят препятствия Переход на семейное образование начинается с уведомления органов управления образованием по месту жительства. Родитель должен написать и передать в администрацию письмо, что он своего ребёнка переводит на семейное образование. В администрации обязаны это уведомление принять без вопросов. «Однако на практике всё выходит иначе. Например, в одном из районных отделов в Перми чиновница сначала вообще отказалась принимать уведомление, сославшись на то, что родители не имеют права переводить детей на семейное образование. Разумеется, это были её собственные измышления. После уговоров она сказала, что примет, но поставит печати о входящей корреспонденции только после того, как родители согласуют этот вопрос со школой по месту жительства и напишут на имя директора заявление. В результате она только от руки написала на уведомлении, что приняла, поставила подпись даже без расшифровки. У родителей сложилось впечатление, что она вообще первый раз слышала о семейном образовании, не знает процедуру принятия уведомления и очень боится, что её накажут за приём такого документа. По закону чиновники просто должны взять письмо и зарегистрировать его. Комментировать выбор родителей они не имеют права, а тем более убеждать их в том, что они дей­ствуют неправомерно», – говорит Ольга Ведерникова. Но не все родители хорошо подкованы юридически, и многих такой приём чиновников смутит, они бросят свою затею на самом первом этапе. «Видимо, чиновники считают, что родители, которые хотят перевести детей на семейное образование, обязательно их изуродуют, закроют в четырёх стенах и лишат общения с миром. Поэтому родителей они воспринимают в штыки и считают своим долгом чинить препятствия», – добавляет Ольга Ведерникова. Зависит от директора Ещё одна трудность, с которой сталкиваются родители, – это договорённость со школой. Как показывает практика, успех предприятия зависит полностью от адекватности директора. «Чтобы ребёнок мог пройти аттестацию, родители должны заключить со школой договор о семейном образовании. По закону всё просто: родители могут прийти в любую школу города и подать заявление о том, что хотят проходить аттестацию именно в этой школе. На практике выявляется один юридический нюанс. Школа имеет формальное основание для отказа, если в ней ещё не разработано положение о семейном образовании. Теоретически они должны быть разработаны во всех школах, но если его всё же нет, то школа может апеллировать только к своему уставу, в котором о семейном образовании ни слова», – рассказывает Ольга Ведерникова. По её словам, в Перми не работает схема «выбери любую школу для аттестации на семейном образовании». «Как правило, директора школ не хотят связываться с семейным образованием. Например, одной из мам, которая хотела прикрепить ребёнка к школе по месту жительства, директор мягко намекнула, что сильно не рекомендует это делать. И если всё-таки они прикрепятся на семейное образование, то пусть готовятся, что на первой же аттестации ребёнка завалят, и он будет учиться в обычном порядке. В одном из лицеев директор просто не стала разговаривать: «Даже не пытайтесь. У нас нет никакого семейного образования». Разумеется, такой отказ является незаконным. Позиция директоров школы, кроме стереотипов, продиктована ещё и нежеланием брать на себя ответственность и проводить «дополнительную работу». На деле получается, что успех упирается в лояльность директора школы. Так, с руководителем одной из школ, доброжелательно настроенной к семейному образованию, мы подписали договор только в четвёртой редакции, которая учла интересы обеих сторон», – поясняет Ольга Ведерникова.

Завтра в школу не пойдём. Почему родители выбирают семейное образование?
© АиФ Пермь