Войти в почту

Проблемы "ВИМ-Авиа" скорректируют тарифы на рынке

Трудности, с которыми столкнулась авиакомпания "ВИМ-Авиа", были очевидны для участников рынка давно, а серьезных последствий для отрасли от этого не будет. Такое мнение высказал ведущий эксперт Института Экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко. О том, что поддержка государства авиакомпании "ВИМ-Авиа" в ее нынешнем положении не имеет смысла, сказал министр транспорта Максим Соколов. "Господдержка уже бессмысленна, потому что компания практически прекратила работу. Нужна господдержка в решении этой ситуации (перевозки пассажиров). Предложения такие формируются штабом и через Минтранс будут направлены в правительство", - объяснил глава Минтранса. В свою очередь, заместитель Соколова Валерий Окулов назвал примерный объем долга перевозчика: "Эти цифры плавают. Первоначально была задолженность по аэропорту "Домодедово" в районе 500 миллионов рублей, сейчас уже другие объемы. Сейчас наша задача — понять размер бедствия". Накануне в Росавиации сообщили, что собственник "ВИМ-Авиа" не имеет ни оборотных, ни заемных средств для продолжения самостоятельной работы. Сейчас за границей находятся 43 000 туристов, отправленных рейсами "ВИМ-Авиа" в Турцию, Грецию, Италию, Испанию и на Крит. Тем временем туроператоры, серьезно пострадавшие от проблем "ВИМ-Авиа", призвали повысить уровень госконтроля за авиаотраслью, и озвучили необходимость создания перевозчиками фонда ответственности на случай банкротств. За коротким рублем Никто на господдержку и не надеялся изначально, говорит Андрей Крамаренко. Никаких причин давать деньги компании не было. "ВИМ-Авиа" - не системообразующая компания и с бюджетной точки зрения поддерживать ее не было смысла. И вообще, банкротство - тоже один из инструментов санации рынка от неэффективных компаний, напомнил эксперт. По словам Крамаренко, то, что произошло, не было неожиданностью. "Чудес в этой отрасли не бывает, и еще в начале года было ясно, что перевозчик к концу года встанет. Туроператоры гнались за коротким рублем, то есть за авиакомпанией, которая предложит минимальную стоимость кресла. Несмотря на то, что все прекрасно понимали, что компания переживает трудности, и в начале осени, когда денежный поток становится сильно отрицательным (издержки - как летом, а продажи уже как зимой), ситуация оставалась прежней", - сказал Крамаренко. На месте туроператоров не стоит говорить, что "ВИМ-Авиа" обанкротилась неожиданно, отметил он: "Просто все думали, что пронесет в высокий сезон и все будет нормально". Участники рынка неплохо представляют, кто из игроков в каком положении находится. И тот факт, что "ВИМ-Авиа" пребывает в сложном положении, было ясно давно. Усиление госконтроля над отраслью не нужно, считает эксперт ФБА "Экономика сегодня": "Рынок и так все знает, просто гонится за близким рублем, а не за перспективой". Полезная санация Последствия от происходящего с "ВИМ-Авиа", по мнению Андрея Крамаренко, не будут тяжелыми для отрасли. "ВИМ-Авиа" компания мелкая, это не "Трансаэро", крах которой серьезно сказался на рынке. Вывод чартерных отраслей на излете высокого сезона никаких проблем не создаст, другие компании с удовольствием нарастят парк к следующему сезону и все закроют. Тарифы, да, немного вырастут, все-таки если предложение сокращается, а спрос остается тем же, этого не избежать. Впрочем, коррекция тарифов - это даже хорошо, нынешний их уровень балансирует на уровне издержек, что, кстати, и привело к нынешней ситуации", - сказал эксперт. Случившееся, добавил Крамаренко, пойдет на пользу рынку, и многие игроки улучшат свои финансовые показатели.

Проблемы "ВИМ-Авиа" скорректируют тарифы на рынке
© ФБА "Экономика сегодня"