Белый дом не облететь

Правительство ужесточит контроль над закупками техники госкомпаниями Правительство предпринимает очередную попытку усилить контроль над закупками госкомпаний. Дмитрий Медведев поручил ведомствам убрать из рассматриваемых поправок оговорку, требующую согласовать с правкомиссией по импортозамещению закупки морской и авиатехники только «в рамках инвестпроектов». Юристы полагают, что это расширит обязательства госкомпаний и госкорпораций по согласованию закупок, но в ФАС опасаются, что режим, ограничивающий закупку импортной продукции, в целом повысит цены и позволит машиностроителям расслабиться. По итогам заседания правкомиссии по импортозамещению премьер Дмитрий Медведев поручил подготовить изменения в поправки к закону, уточняющие обязанность госкомпаний согласовывать с комиссией закупки судов и авиатехники. Ведомства должны до 12 октября исключить норму о согласовании с комиссией закупки «в рамках реализации инвестпроектов». В начале сентября правительство выпустило распоряжение о необходимости внести в Госдуму поправки к закону о закупках. Они должны дать Белому дому право определять перечень закупаемых товаров и минимальную цену договора, при превышении которой госкорпорации, госкомпании и их структуры обязаны согласовать сделку с правкомиссией. Законопроект должен был усилить контроль закупок за рубежом, в том числе судов, морской и авиационной техники. В середине сентября вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что режим введут с 1 января и он коснется судов дороже 2 млрд руб., самолетов от 1 млрд руб. и вертолетов от 400 млн руб. (см. “Ъ” от 11 сентября). В Минфине и Минтрансе “Ъ” переадресовали в Минэкономики, где сообщили, что приступили к подготовке поправок и в ближайшее время направят их на согласование. Это связано с устранением правовой неопределенности в трактовке закупок «в рамках инвестпроектов и вне их», пояснили в Минэкономики. Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, говорит, что, если убрать слова «в рамках инвестпроектов», госкомпании будут обязаны согласовывать все закупки. В Минпромторге “Ъ” заявили, что «после получения поручения подготовят свою позицию». Начальник управления контроля промышленности ФАС Нелли Галимханова сообщила “Ъ”, что согласование закупок с правкомиссией в рамках крупных инвестпроектов — одна из мер политики импортозамещения, направленная на контроль за закупками импорта. Стимулирование закупок продукции российских авиапрома и судостроения может положительно сказаться на смежных рынках, говорят в ФАС. Но, по словам госпожи Галимхановой, это может увеличить сроки, трудоемкость и цену закупок. Ограничение закупки альтернативного импорта «может дестимулировать инновационное развитие машиностроения» и снизить его конкурентоспособность. Ранее в Минэкономики исключали риски лоббизма или коррупции в механизме, ссылаясь на то, что возможность закупки оценивает коллегиальный орган. Исполнительный директор юркомпании Heads Consulting Никита Куликов говорит, что по 223-ФЗ инвестпроектом в данном контексте является проект, которому оказывается господдержка в виде госгарантии по кредитам, а его финансовое обеспечение не менее чем на 10% идет за счет бюджета, ФНБ или ВЭБа. Если убирать этот термин именно из текста поправок, то обязательства госкомпаний по согласованию закупок значительно расширяются, полагает юрист, так как закупки с привлечением средств бюджета или ВЭБа «в любом случае проходят согласование». Источники “Ъ” в судостроении идею поддерживают, но в ее реализации сомневаются, так как «тема обсуждается не один год». Подобные попытки раньше не были реализованы из-за давления сырьевых компаний и эксплуатантов нефтегазового и ледокольного флота. Иностранную морскую технику используют «Газпром», НОВАТЭК и «Роснефть» для проектов на Сахалине и в Арктике (компании вчера “Ъ” не ответили). В «Совкомфлоте» напомнили, что и сейчас процедуры предусматривают при прочих равных отдавать приоритет российским верфям. Источник “Ъ” в совете директоров «Аэрофлота» говорит, что тема согласования закупок иностранных самолетов «не вызывает серьезных опасений»: в совет входит представитель государства, и каждое одобрение сделки можно рассматривать как согласование на уровне правительства. Анастасия Веденеева, Елизавета Кузнецова, Юрий Барсуков; Герман Костринский, Санкт-Петербург

Белый дом не облететь
© Коммерсант