На 65-м кинофестивале в Сан-Себастьяне показывают затонувший Старый Свет 

На 65-м кинофестивале в Сан-Себастьяне показывают затонувший Старый Свет
Фото: Ведомости
Юбилейный киносмотр стартовал картиной «Погружение» живого классика Вима Вендерса. История несчастной любви океанолога () и удерживаемого в сомалийском плену джихадистами шпиона () решена Вендерсом в ностальгической манере, как череда ретроспекций и внутренних монологов, поскольку большую часть экранного времени герои находятся порознь и молча страдают, глядя на величественные морские пейзажи. Единственная встреча Джеймса и Дани случается на французском бальнеологическом курорте, в роскошных декорациях Старой Европы, вместе с влюбленными неумолимо погружающейся во тьму. Западная цивилизация сегодня, словно Атлантида, уже мертва, уже в прошлом и кажется не более чем преданием старины глубокой, прекрасным мифом, в подлинность которого верится с трудом.
Похожими эмоциями пронизаны и две французские ленты — «Боль», снятая Эмманюэлем Финкелем по мотивам одноименного и, наверное, самого противоречивого произведения Маргерит Дюрас, и «До встречи наверху», вольная экранизация романа Пьера Лемэтра, получившего Гонкуровскую премию в 2013 г. «Боль» — автобиографическая повесть, воспоминания Дюрас об оккупированном Париже: войска союзников продвигаются к столице, каждый переживает эту последнюю военную весну по-своему, для коллаборациониста Рабье () поражение Третьего рейха означает искупление, для любовника Маргерит и участника Сопротивления Диониса — искомую свободу, для самой Маргерит бесконечное ожидание — символ экзистенциальной тщеты. «Боль» — пример редкого для французской кинематографии либерального ревизионизма, в фильме озвучена скандальная даже по нынешним меркам критика Шарля де Голля. Дюрас обвиняет генерала в цинизме: французские власти замалчивали преступления вишистского режима, высылавшего евреев по собственной инициативе, а не по приказу немцев.
Одной из лучших картин конкурса оказалась «Мадмуазель Паради» Барбары , правдивая история слепой австрийской пианистки эпохи позднего барокко, которая благодаря стараниям то ли гения, то ли шарлатана доктора Месмера (английское название фильма Mesmerized) обретает в какой-то момент зрение — но то, что она видит, ей решительно не нравится. «Мадмуазель Паради» близка по духу прошлогодней «Смерти Людовика» каталонца Альберта Серры, исторический анекдот тут лишь предлог для синефильской саморефлексии о природе кино. Интересна и Blue My Mind дебютантки Лизы Брульман, вслед за мужем Домиником Лоше («Голиаф» в конкурсе Локарно-2017) снявшей феминистский фильм про девочку-подростка, превратившуюся в русалку. Это кино трансгрессии, как всегда критикующее объективацию женского тела, и сказ о новом поколении, и пародия на Швейцарию: кальвинистский уют родины автор высмеивает беспощадно. В интервью Брульман говорила, что ориентируется на Ларри Кларка и Софию Копполу, хотя на самом деле главный референс у Blue My Mind, конечно, Марина де Ван с «В моей коже».
Не обошлось и без происшествий — новая картина представителя румынской школы Константина Попеску «Поророка» была освистана публикой за чрезмерную манипулятивность. Это вязкое в своем декларативном гиперреализме кино о хрупкости семейного благополучия почти буква в букву повторяет сюжет «Нелюбви» с той лишь разницей, что пропала тут девочка, а не мальчик. Также, в отличие от Звягинцева, Попеску разумно полагает, что трагедия не нуждается в апокалиптических вводных и в любви можно все потерять, даже человеческий облик. Режиссер избегает страноведческих выводов: настигшее семью горе в «Поророке» случайность и не является закономерностью для настроений, царящих в румынском обществе. «Поророка» означает в переводе со старонорвежского самую большую в мире приливную волну. Попеску мастерски нагнетает напряжение, некоторые сцены просятся в учебник режиссуры, однако финал, полный неоправданного насилия, разочаровывает, кажется спекулятивным. В жизни боль не всегда находит выход, чаще она точит нас годами изнутри. Наверное, это не так зрелищно, зато, увы, гораздо тяжелее.
Сан-Себастьян
Видео дня. Хилькевич захейтили за признание о пережитых домогательствах
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео