Войти в почту

Правила работы с экспатами: как мотивировать иностранца работать на вас

Согласно ежегодному индексу Expat Insider 2017 проекта InterNations, Россия занимает 50-е место среди 188 стран по привлекательности для экспатов, опустившись на три позиции по сравнению с прошлым годом. Зарубежные специалисты, живущие в России, неплохо отзываются об инфраструктуре и уровне личной безопасности, но гораздо хуже об отношении местных жителей к иностранцам. Мы активно занимается рекрутингом за рубежом. Сейчас мы сотрудничаем со специалистами из Бразилии, Германии, Канады, Индии, Польши, Мексики и Турции. Я выделил ряд важных аспектов при работе с экспатами, на которые нужно обратить внимание. 1. Попрощайтесь со стереотипами Впервые задумываясь об иностранном работнике, можно поймать себя на стереотипах. Обычно это крайности: гастарбайтер-чернорабочий, который приехал в надежде хоть как-то обеспечить семью, дорогой и очень важный топ-менеджер, который прибыл наводить порядки. От этих образов лучше избавиться. Важно то, какими знаниями обладает конкретный человек и какую пользу он может принести бизнесу. Например, иностранец может стать ключевым игроком при адаптации продукта для новых рынков, в разработке маркетинговой стратегии для другой страны. Это актуально для любых проектов, нацеленных на глобальный рынок, особенно — для тех, что работают в В2В-секторе и связаны со сферой услуг, образования, здравоохранения, права, с социальными проектами. 2. Найдите своего экспата Искать специалистов можно через LinkedIn, hh.ru, SuperJob, GlassDoor, AngelList, Brainstorage, The Muse. Еще один вариант — поиск на специализированных ресурсах для экспатов: Expat Info Desk, Expat.ru, Expatica, Expat Exchange. Отдельно стоит проконсультироваться с юристом. В России иностранного сотрудника можно принять либо по квоте, либо как высококвалифицированного специалиста, либо через аутстаффинг. Мы заручились поддержкой организации AIESEC, которая берет на себя долю юридических вопросов и помогает нам приглашать молодых сотрудников из других стран. 3. Не ищите «звезд» Главная задача сотрудничества с иностранным профессионалом — полностью использовать его потенциал. Я никогда не ставил перед собой цель искать «звезд» и брать на работу исключительно дорогостоящих работников, у которых горы опыта за плечами. Нанимая специалиста, мы обращаем внимание на интерес к работе, особенно нам важен потенциал человека и то, насколько его взгляды совместимы с ценностями компании. Сотрудник также должен понимать тонкости работы в стартапе. 4. Помните пример бразильянки Люсии Прежде чем взять на работу экспата, нужно видеть конечную цель: зачем это делается, каков желаемый результат. Максимальный эффект возможен тогда, когда вы ставите долгосрочную цель работы. К примеру, бразильянка Люсия приехала на год. Изначально ее задача была — заниматься исследованием бразильского рынка. Когда с этим этапом мы закончили, подошла следующая задача: пользовательская поддержка клиентов, говорящих по-португальски. Таким образом, вклад Люсии не закончился после исследования, мы использовали ее потенциал и в других вопросах. Ее навыков было достаточно, чтобы переключиться. Поэтому советую строить сотрудничество с экспатом, задумываясь о долгосрочной перспективе. Это должно быть осознанное решение, хорошо продуманное и спланированное на несколько шагов вперед. 5. Помогайте в адаптации Разница культур, мировоззрения и языковой аспект каждую минуту влияют на жизнь экспата. Хорошо топ-менеджеру, у которого есть секретари и личные помощники. Рядовые работники наверняка будут испытывать трудности. Часто наши сотрудники сталкиваются с элементарной проблемой – не могут сделать покупки. Все из-за того, что продавцы не владеют английским языком. Экспат должен чувствовать себя комфортно, а для этого нужно удовлетворить его базовые потребности. С этой целью разумно будет назначить человека, ответственного за поддержку иностранных работников. Кстати, не стоит забывать о неформальных встречах, они тоже помогают адаптироваться. 6. Мотивируйте иностранца Отдельный вопрос — как заинтересовать и мотивировать иностранного специалиста. Мотивацией может быть высокая должность, зарплата и другие бонусы, но это больше касается уровня топ-менеджмента. У нас иностранцы работают на «рядовых» должностях, поэтому мы ищем сотрудников, которые изначально хотят быть частью стартапа и разделяют нашу идею. Это молодые, но перспективные специалисты, у которых есть внутренняя мотивация. Еще один вариант — нанимать студентов на стажировку. Лучшие из них остаются с командой надолго. 7. Играйте на различиях менталитетов Различия менталитетов можно и нужно превратить из помехи в козырь. Опыт показывает, что взаимосвязанная команда способна использовать сильные стороны всех присутствующих менталитетов сразу. При грамотно выстроенной коммуникации работники интернационального коллектива будут дополнять друг друга. Темпераментные латиноамериканцы, к примеру, расположены к принятию скоропалительных решений. Здесь придется к месту холодный рассудок коллеги из Германии, который поможет вдумчиво и скрупулезно проанализировать ситуацию. 8. Дайте возможность развиваться Экспатом нужно интересоваться, чтобы узнать его сильные стороны, увлечения и скрытые возможности. Стартапы, как правило, нуждаются в мультизадачных сотрудниках, поэтому задания повышенной сложности дают человеку шанс раскрыться. К примеру, один country manager нашей команды помимо своих основных обязанностей показал себя как талантливый организатор. Это позволило ему стать тимлидом и курировать других иностранных сотрудников. Экспаты в команде — это движение бизнеса вперед, навстречу новым рынкам. Правильный подход к иностранному работнику способствует не только эффективной работе команды, но и развитию экономики страны в целом. Материалы по теме: «У меня не было ничего, кроме мотивации – очень нужны были деньги» – записки бизнесмена-эмигранта Как за месяц найти инвесторов, партнеров и друзей в Кремниевой долине Быть в тренде Нью-Йорка: как проводят досуг американцы «Не звони мне, не звони!» – восемь лайфхаков по работе с Индией Семь вопросов, с которыми столкнется каждый, кто решил переехать в США

Правила работы с экспатами: как мотивировать иностранца работать на вас
© RB.ru