«Взгляд», 30 лет: Соперничество с «До и после полуночи»
Мы продолжаем цикл материалов, посвящённых юбилею легендарной телеперадачи. Владимир Молчанов как-то сказал: – Четыре передачи изменили страну: «До и после полуночи», «Взгляд», «Пятое колесо» и «600 секунд». Две ленинградских передачи, конечно, были культовыми, спору нет, но в ту пору в ТВ-кулуарах сравнивали, конечно, молчановскую «До и после полуночи» и «Взгляд», который делала «молодёжная редакция» ЦТ. Изначально, между прочим, «Взгляд» разрабатывался ресурсами двух редакций. Лёд и пламень: фрондирующая «молодёжка» и самая идеологически выверенная – информационная. Затем люди из последней, сыграв на опережение, приняли креатуру ТВ-босса Леонида Кравченко и запустили «До и после полуночи». Да, да: Молчанов воспринимался тогда, как протеже Кравченко. Ещё в феврале 1987 года Молчанов стал работать над утренней ежемесячной программой. Когда она была готова на все 100, выпускающей Майе Сидоровой предложили переформатировать проект в… ночную информационно-музыкальную программу. И в ночь с 7 на 8 марта в прямой (!!!) эфир вышел проект под названием «Вы где-то с ними уже встречались». «Взгляд» стартовал 2 октября 1987 года. Спустя 30 лет, готовя книгу «Мушкетёры перестройки», опросил своих респондентов об их отношении к этим ключевым перестроечным ТВ-начинаниям. Вопрос звучал так: «Доводилось сравнивать «Взгляд» и «До и после полуночи» Владимира Молчанова?». Выводы не навязываю, они постулированы контекстом, по мне. Александр Гутин, поэт: «Раньше не сравнивал. Для меня это абсолютно разные передачи. Мне кажется, что несмотря на то, что передача Молчанова была очень интересной, особенно для того времени, но такого революционного оттенка не носила. «Взгляд» был острее». Иван Кононов, один из создателей ток-шоу «12-й этаж» «До и после» появилось не на много, но раньше «Взгляда». В моей родной Главной редакции информации. Под руководством одного из моих наставников Ольвара Какучая. Режиссером был мой друг Андрей Плахов, который жарко рассказывал мне о новом чудо-ведущем, с дворянской внешностью, феноменальной памятью и безукоризненной речью. Таковым был, и остается Володя Молчанов. Конечно, передача сразу стала явлением. Тем более что она часто поднимала ранее табуированные темы. Можно сказать, что она была предтечей «Взгляда». Только более рафинированной. И выходила всего раз в месяц. Некая такая отдушина. Это был маленький родничок. А «Взгляд» стал мощным потоком, рассчитанным на массовую аудиторию». Юлия Меньшова, «Первый канал»: «По моим ощущениям, стиль ведения Молчанова был «классическим», а «взглядовцы» подкупали своей «непричёсанностью». Лично для меня в те годы эстетика программы «Взгляд» преобладала над содержанием. Я в годы своей юности не так сильно была вовлечена в политические процессы, происходящие в стране, но меня стилистически «цепляли» эти молодые, азартные ребята, которые говорили ровно тем же языком, которым все говорили между собой на кухнях и в курилках. Атмосфера в студии, возможность перебивать друг друга, попутные шутки, ирония. В общем, манера ведения меня интересовала больше, чем непосредственно информация, которой они так «горели»». Владимир Глазунов, канал «Ностальгия»: «С Молчановым, пожалуй, можно в чем-то сравнить, практически одно эфирное время, но работали для разных групп населения. Молчанов больший эстет и публика у него была соответствующая». Леонид Гозман, политик: «Да, Молчанов мне тоже нравился. Но это было совсем другое – там не было (я не чувствовал?) драйва. А во «Взгляде» именно драйв был главным». Владимир Зелик, музыкант: «Никогда не сравнивал «Взгляд» с передачей Молчанова, которую, признаться, жаловал не особо - не нравились манеры ведущего. Мне они казались несколько «псевдоаристократичными»». Аркадий Кайданов, «зависимый жкрналист»: «Обе программы были из короткого списка передач, которые я не пропускал. Обе были очень «перестроечными», но Молчанов мягко и интеллигентно страдал по старой России, по уничтоженному дворянству, Ливанская в его программе с любовью и не без пасторальности снимала русскую глубинку, «взглядовцы» же порывались оказаться впереди паровоза, сигнал к отправлению которого, был дан, между тем, в ЦК КПСС, а вовсе не в Молодежной редакции ЦТ. «Взгляд» лез в драку азартно, в веселом, пьянящем предощущении смерти на миру и предчувствии гибели привычного мира вокруг. Немного позже – в гибельном и манящем предчувствии больших денег». Александр Кондрашов, «Литературная газета»: «У Молчанова была стильная, аристократически изысканная программа для рафинированной интеллигенции – некоторые выпуски можно и сейчас пересматривать, «Взгляд» - политическая, народная передача с широким охватом – осталась в своём времени. Недаром возродить её даже с суперобаятельным Сергеем Бодровым успешно не удалось. Сейчас её пересматривать больно – какие же мы были наивные и доверчивые. К тому времени так достал советский агитпроп, что очень легко повелись на антисоветский». Слава Коновалов, основатель «Культбригады»: «Доводилось. Молчанов всегда, на уровне подсознания, вызывал отторжение излишней манерностью и наигранностью. А вот «взглядовцы» были лишены этого, ну разве что уже поздний Любимов начал заряжать эдакого «мэтра»…». Сергей Кордо, ТВ-продюсер: «Какое-то время смотрел обе программы, потом «До и после» явно выдохлась и перестала быть интересной». Наталия Метлина, журналист: «Нет, Молчанов был позже, у него специфическая манера диалога со зрителем, совсем не похожая на взглядовскую». Дима Мишенин, художник: «Передачу Владимира Молчанова я также уважал и смотрел. Но это был чисто развлекательный продукт. А "Взгляд" претендовал на актуальность и некую серьезность». Глеб Нагорный, драматург: «Постоянно (сравнивал – авт.). Владимир Молчанов, по сути своей, - элитарен, денди, эстет высшей пробы. Соответственно, и программа у него была по большой части интеллектуальная, в хорошем смысле "заумная" и, как сам, Молчанов - холёная, лощёная, немного даже вальяжная. "Взглядовцы" же были попроще, поприземленней, поближе к народу. Как результат, наверное, и более понятными. Если возможно сравнение, то ребята из "Взгляда" были "народниками", а Молчанов - белой костью. Но надо сказать, я совершенно искренне любил обе программы». Андрей Новиков-Ланской, президент Международного Пушкинского клуба: «Их трудно сравнивать, разве что по популярности и ночному выходу в эфир. Демократичный, молодой, остро публицистический «Взгляд» и аристократическая, вальяжная, с манящим зарубежным флером программа Владимира Молчанова. Мне нравилось и то, и другое». Александр Перов, шеф-редактор Издательской группы «Точка»: «Сравнивать – нет. Эти две передачи, вытаскивавшие – каждая по-своему – наше телевидение из пыльного советского сундука, были совершенно разными. Они разрушали стереотипы, наступая с двух полюсов – почти хулиганского, предельно (по тем временам) раскованного «взглядовского», и рафинированного, нарочито аристократичного и сдержанного «молчановского». Оказавшись между двух таких огней, отступать было некуда – оставалось либо двигаться вперед, либо запрещать. А общее у «Взгляда» и «До и после…», пожалуй, одно: именно они две приходят на ум сегодня, когда вспоминаешь то, перестроечное телевидение». Елена Райская, сценарист: «Это были принципиально разные программы. Элитарный Молчанов и в доску свои взглядовцы». Иван Распопов, «Москва 24»: «Эти программы и ещё «Музыкальный ринг» имели прорывную музыкальную составляющую. Можно было ничего не говорить, а показать ту или иную группу и это уже становилось заявлением, вызовом, событием!». Анатолий Сивушов, кинопродюсер: «С удовольствием смотрел обе программы. Но по возрасту и менталитету ближе был «Взгляд». Программа Молчанова была более «классической», ближе к традиционному ТВ. Взгляд воспринимался острее, революционней». Семён Уралов, «Однако. Евразия»: «Молчанова очень любила смотреть бабушка, которая была очень политизированной и культурно развитой личностью. Телевизор, естественно, был один, и поэтому мне приходилось смотреть эту передачу. Помню, что время от времени были очень скучные гости и можно было заснуть. «Взгляд» смотрел реже, потому как во время выхода передачи больше времени проводил на улице с корешами». Артём Шейнин, «Первый канал»: «Взгляд» и «До и после…» - это как пиво и односолодовый виски. И то, и то алкоголь, кому что нравится, но разные виды и цели употребления».