Смотреть на мир сквозь одуванчик
В одном из давних интервью Колина сожалела, что ей недоступен жанр детектива. Но прошло время – и вот он перед нами! Причем не кровавый детектив мясной лавки, а детектив интеллектуальный, я бы сказала еще одно, крайне важное в современной ситуации, слово – детектив просвещенческий. Недаром в романе при каждом упоминаемом историческом лице – сноска с кратким пояснением, кто таков и чем знаменит и интересен, хотя человек культурный, образованный не может не знать этих имён, но современному читателю, особенно молодому, такие подсказки вполне могут пригодиться. Действие же романа происходит параллельно в двух временах, но в одном столь любимом Колиной городе – Петербурге современном и Ленинграде тридцатых годов. Хитросплетенье сюжетных линий – надо сказать, весьма изящных (изящество слога и действия – фирменная фишка Колиной) – поддерживают три героини-кариатиды: девочка-подросток с экзотическим даже для Петербурга именем Рахиль, Алиса, дама-художница в неопределённом, но уже весомом, возрасте с красным кабриолетом - подарком того, чьё имя нельзя называть, и звезда ленинградской богемы тридцатых, художница Алиса Порет, ученица Филонова, подруга Хармса. У каждой из них свои проблемы, кажущиеся героиням неразрешимыми, но каким-то образом (а точнее – большой внутренней работой) всё-таки в результате решаемые. Так вокруг чего же строится детектив? Разумеется, вокруг таинственной находки: в мешке, определённом на выброс "новым русским", художница Алиса, прикинувшаяся ненадолго консьержкой, находит куски разрезанной картины и непоименованные записки, явно относящиеся к тридцатым годам и к кругу "чинарей" и Алисы Порет. Между тем, силой обстоятельств между обладательницей сокровища ( а ведь только художник, ну, и околохудожественный люд – искусствоведы, галеристы - могли по достоинству оценить бесценную находку) и лежащей недвижимо со сломанной ногой в своём куполе старинного питерского дома Рахилью завязывается оживлённая переписка по электронной почте (совершенно прелестна суперсовременная фраза "Как только узнаю, в чем смысл жизни, сообщу эсэмэской"). О чем же? О чем может говорить подросток со взрослой, обременённой своим грузом лет, отношений и прочих аспектов жизни, дамой? Оказывается, обо всём. Достаточно того, что они обе способны "смотреть на мир сквозь одуванчик", то есть видеть его как бы заново, не замыленным взрослым взглядом, а взглядом творца и мыслителя (жаль, нет в русском языке для этих слов женского рода), самостоятельно ищущего "простые истины". Разговор идёт и о смысле жизни, и о любви, и о трудных семейных отношениях, и о тяжелейшем личностном выборе – скажем, какое из двух зол менее болезненно: потерять лучшую подругу или остаться до конца жизни с клеймом отвергнутой элитной компанией? Надо сказать, Колина одна из немногих нынешних романисток и романистов, смело описывающая социальные проблемы. В частности, в её романах постоянно звучит тема социально-финансового расслоения: вот вам всемогущие богатые, вот вам кое-что могущий средний класс средней руки, а вот вам и вовсе почти ничего не могущие, обделённые благами современной России "новые бедные". И как им уживаться без обид, ревности, зависти, ненависти, желания подольститься к высшему слою и вскарабкаться наверх любой ценой, пока не очень понятно. Французская литература проходила через это в первой половине XIX века, а нашей приходится разрабатывать эти темы сейчас, и Колина здесь – одна из самых смелых первопроходцев. Да, эта линия достаточна сильна в "Двойной жизни Алисы", и представленная молодёжная, школьная коллизия описана чрезвычайно реалистично и убедительно: Рахиль нервно, чтоб не сказать нервозно, ждёт приглашения от "главной девочки класса", папа которой спонсирует её день рождения в Париже с шестью подругами. Разумеется, шесть избранных счастливиц сразу попадают в элиту, а оставшиеся за бортом – в серую массу школьного "электората". Но еще хуже и унизительнее ситуация, когда тебя сначала зовут на бал Золушки, а потом без объяснений приглашение отменяют. Как пережить такое, сохранив в себе чувство собственного достоинства и не нажив на всю жизнь соответствующих комплексов? Колина смело ставит и такие психологические проблемы, почти непосильные для подростка. У взрослой Алисы своя черная полоса: мало того, что муж-соавтор, известный писатель, которому она, художница, подкидывает детективные идеи, ушёл к безликой бухгалтерше, так оказывается, у него там еще и двое сыновей отнюдь не младенческого возраста! Как прикажете жить с этим дальше? Вот какова расплата за молодое желание весёлой бездетной беззаботной жизни, когда принадлежишь только сам себе. Правда, около Алисы тут же появляется утешитель, давний поклонник – здесь Колина верна себе: ни один герой не останется у разбитого корыта, каждый получит по заслугам. А заслуга Алисы в том, что она – в результате той самой большой и тяжёлой внутренней работы - не только прощает изменщика-мужа, но и продолжает ему помогать, и даже пишет двойной портрет его сыновей. Вот сколь высокой может быть душаЮ которой не пренебрегают, а растят всё отпущенное нам земное время! Конечно, современникам всегда интересна жизнь именно современная, но всё же, надо сказать, не менее интересна и жизнь художественной и интеллектуальной элиты Ленинграда тридцатых годов. Почему? Да потому что в культуре, как у Бога, все живы! Потому что творцы и мыслители, оставившие след в искусстве, литературе, культуре, навсегда становятся нашими собеседниками, советчиками, спорщиками, друзьями и даже возлюбленными, причем не только в своих произведениях, но и в своей жизни! Необыкновенно удачно Колина изобретает необходимый ей для описания богемы тридцатых персонаж – непоименованного молодого человека, начинающего художника, вхожего в компанию Алисы Порет, Это его записки найдены в волшебном мешке, это он мечется между двумя любовями – к колкой, малокрасивой, но невероятно харизматичной Алисе Порет и женственной, миловидной, привлекательной Татьяне Глебовой (если не знаете, кто такая, посмотрите в Википедии). А в соперниках – сам Даниил Хармс! А в окружении – и Самуил Маршак, и Евгений Шварц, и Исайя Браудо! Весь цвет Ленинграда тридцатых. Их отношения, их чудачества, их таланты и их жизнь ради искусства и в искусстве – что может быть интереснее и увлекательнее? И, конечно, главный герой романа - сам город. Самый красивый, самый умышленный, самый таинственный и самый абсурдный (несмотря на ирландские закоулки Джойса) город на земле. Вершина абсурда литературного – творенья Хармса и прочих чинарей. Но, скажите, разве не абсурд - приехать на роскошном красном кабриолете, чтобы поработать консьержкой вместо собственной домработницы, и тут же найти волшебный мешок с бесценными обрезками известнейшей картины? Или получить в подарок этот самый кабриолет от того, чьё имя нельзя называть, чтобы закрывать его от дождя "одеялкой"? Абсурд в Ленинград-Петербурге повсюду, чего ни коснись. Здесь все попадают в истории. Здесь все таинственным образом связаны друг с другом: моргни в Купчине – кому-то ойкнется в Озерках, а уж про исторический центр города и говорить не приходится, там непроявленные связи и тайные знаки и вовсе на каждом шагу. В романе Колиной все эти клубки будут распутаны, и все кончики всех нитей найдутся. Как найдутся и ответы на многие вопросы. Скажем, как выбрать своего человека, своего мужчину, свою подругу, как научиться прощать и при этом стать главным человеком для самого себя, как не быть раздавленной годами и достойно продолжать жить в стремительно убывающей женской жизни, как защитить того, кто рядом и как найти с близкими общий язык. Да что тут перечислять – возьмите и сами прочтите! Вполне возможно, найдёте для себя то, что автор этих строк, увлеченная другим, не заметила. Честное слово – получите не только большое удовольствие, но и пищу для размышлений не на один завтрак и не на один ужин. Нельзя напоследок не сказать еще о двух фирменных вещах Колиной. Во-первых, это её воистину чудесный юмор. Колинская фраза узнаётся моментально, а уж как хорош абзац, и говорить нечего. Уже было сказано, что Колина изящна во всём, и в первую очередь её стиль определён именно этим ни на кого не похожим юмором, которым буквально упиваешься и который смакуешь. Во-вторых, Колина как никто умеет быть благодарной. Только посмотрите, чем открывается роман – благодарностями всем, кто предоставил материал и консультировал во время написания книги. Благодаря галериста Ильдара Галеева, Колина замечает: "Его фраза "Очень трудная задача - элитарное сделать эгалитарным" (кто не понял слово "эгалитарный", посмотрите в Википедии) навела меня на мысль ввести Алису Порет в контекст нынешней питерской жизни, где Алиса - зеркало, в которое мы вглядываемся и опять переводим взгляд на себя." Вот и расшифровка многосмыслового названия – "Двойная жизнь Алисы". Названье-то не с одним дном! Всё, читатель! Больше ни слова не скажу, иначе, как вы знаете, запутанный детектив читать неинтересно, даже если это не обычный, а интеллектуальный, просвещенческий детектив. Так что – повторюсь, берите и сами всё читайте! И попробуйте как-нибудь.