Перемещение по гражданской линии

В рамках доклада Центра стратегических разработок (ЦСР) опубликованы «Предложения к миграционной стратегии России». Главная инициатива, предложенная командой Алексея Кудрина,— по крайней мере до 2025 года, а лучше ранее, выработать хотя бы какую-то непротиворечивую миграционную стратегию. Эксперты ЦСР, со своей стороны, предлагают в качестве своего варианта, в том числе — создание Миграционного кодекса и единого гражданского миграционного ведомства, закона о репатриации по аналогии с Германией и Израилем, отмену языкового теста для временных мигрантов, сохранение безвизового режима с СНГ и максимально точный учет реальной миграции.

В России может появиться ведомство по делам мигрантов
© Коммерсантъ

«Предложения к миграционной стратегии России» написаны Ириной Ивахнюк, профессором МГУ и членом Российского совета по международным делам (РСМД), одним из ведущих специалистов в этой сфере в РФ. Предложения в течение двух раундов обсуждались РСМД, экспертами ЦСП, МГУ, ВШЭ, ИНП и ИМЭМО РАН, Центра миграционных исследований, московского офиса МОМ, Института стран СНГ, рядом других научных и общественных структур. Исходя из названия работы, авторы, работающие под эгидой ЦСР, не ставили целью создание всеобъемлющей миграционной стратегии — как ясно из работы, они предлагают по крайней мере до 2025 года, а на деле как можно раньше выработать и огласить, например, в виде «манифеста» или «послания» правительства или президента единую миграционную стратегию, которая в России просто отсутствует.

Инициативы рассматривают три варианта альтернативной им миграционной стратегии: «инерционный», предполагающий сохранение нынешнего положения вещей, «заградительный», предполагающий более жесткие ограничения на пути трудовой миграции в РФ, и «экономический», ставящий во главу угла исключительно эффективный импорт рабочей силы. Все три варианта имеют, по оценке авторов, высокие риски. В инерционном варианте это постоянное вынужденное реагирование государства на изменения миграционной конъюнктуры (и ее постоянная коррекция), новые барьеры на пути миграции и развитие вокруг нее коррупционных институтов, отсутствие адаптации мигрантов. «Запретительная» стратегия неэффективна экономически, грозит потерями влияния в СНГ и ростом нелегальной миграции, хотя и поддерживается населением. Наконец, «экономическая» стратегия, достаточно популярная в госаппарате, ограничивает возможности репатриации соотечественников (эксперты ЦСР считают необходимым создать в РФ институт репатриации, аналогичный действующим в Германии и Израиле), вызывает конфликты со странами СНГ и снижает возможности РФ экономической интеграции с ними, а также сохраняет высокую занятость мигрантов в теневом секторе.

Вариант, предлагаемый ЦСР на обсуждение,— сочетание максимального учета всей миграции, сохранение безвизового режима со странами СНГ, профессиональная подготовка трудовых мигрантов, рост академической мобильности и экспорта РФ образовательных услуг. Эксперты РСМД выступают за отмену «языковых тестов» для временных мигрантов и сохранение его при получении гражданства и ВНЖ, неуклонное соблюдение принципа «равная оплата за равный труд» для мигрантов. Эксперты также считают необходимым создание Миграционного кодекса и концентрацию всех полномочий по миграционной политике в гражданском, а не силовом федеральном органе власти. Кроме этого, по мнению ЦСР, необходимо подчинение миграционной стратегии общей концепции власти в отношении рынка труда.