Почему нужно идти на фестиваль комиксов «Бумфест»?
Идеолог фестиваля авторских комиксов «Бумфест» Дмитрий Яковлев объясняет, почему графические романы — не просто веселые картинки, а способ начать мыслить иначе. Когда-то мы начинали как локальное мероприятие со штаб-квартирой в коммуналке — и вот фестивалю рисованных историй «Бумфест» уже десять лет. Если честно, было настроение вообще не проводить его в одиннадцатый раз. Во-первых, накопилась усталость, во-вторых, город не выделил финансовой поддержки. Но программу уже придумали, поэтому решили изменить структуру: сократили количество выставок до двух и сосредоточились на образовательной части. В этом году к нам приедут классики комикса — франко-бельгийский дуэт Франсуа Скойтена и Бенуа Петерса, чтобы представить свой переведенный на русский графический роман «Падающая девочка». Также выступят куратор и редактор серии Best American Comics Билл Карталопулос и издатель латвийской антологии «Куш» Давид Шилтер. Один из дней полностью посвятим научному взгляду на рисованные истории, где о них расскажут профессор Сорбонны Жак Дюрренматт и создатель курса нон-фикшн-иллюстраций, преподаватель швейцарского университета Пьер Томе. А в петербургской библиотеке комиксов пройдет конференция, где региональным опытом поделятся графические библиотеки из разных городов — от Осло до Самары. Фестиваль делать проще, чем выпускать книги. Но именно издательство было изначальной мечтой и целью, поэтому из «Бумфеста» возникла «Бумкнига». Это непростой и низкорентабельный бизнес: маленькие тиражи и невысокая скорость возврата вложенных средств. Но мы существуем и развиваемся. Комиксы считают «веселыми картинками» от незнания материала — сейчас масса книг, которые разбивают это стереотипное представление. И читать их не так просто — нужно иметь навык восприятия, поскольку оба полушария головного мозга задействованы одновременно. Самый большой рынок комиксов — в Японии, и у ее жителей ведь и правда совершенно по-другому работает голова. Главный критерий при выборе авторских комиксов, которые мы хотим издавать, — это собственный вкус. При этом у большинства из них есть социальная составляющая. Например, недавно у нас вышел графический роман о человеке с инвалидностью «Я — слон» Владимира Рудака и Лены Ужиновой. Хотя бестселлеры «Бумкниги», которые нас кормят, — это архивный комикс Туве Янссон «Муми-тролль и конец света» и «Персеполис» Маржан Сатрапи, по которому был снят анимационный фильм, получивший спецприз жюри Каннского кинофестиваля. В сентябре мы выпустим сразу несколько новинок. Во-первых, впервые издадим не комикс, а сборник иллюстраций — портреты музыкантов от Бьорк до Тома Йорка, которые нарисовал художник Виктор Меламед. Кроме того, мы подготовили переиздание графического романа Фредерика Питерса «Голубые таблетки», красивый акварельный комикс о любви Мануэле Фьора «Пять тысяч километров в секунду», а также автобиографическую историю о взрослении в 1990-е и поисках себя «Полуночная земля» Юлии Никитиной. Еще один российский комикс — «Хармсиниада» Алексея Никитина. Это первое полное издание иллюстрированных анекдотов Хармса, которые помогал создавать Музей Достоевского. Фестиваль «Бумфест» с 21 сентября по 7 октября