Российские древности: Новоиерусалимский монастырь
О вселенских масштабах мышления Патриарха Никона, гибели уникального ансамбля и его возрождении рассказывает сегодняшний выпуск рубрики «Российские древности». История Новоиерусалимского монастыря под Москвой берет начало с середины XVII века, «бунташного века» в российской политике – такого количества бунтов и самозванцев не знал ни один век, и в православии. В 1652 году на патриарший престол взошел Никита Минин, известный как Никон. 47-летний деятельный иерарх начал бурные реформы, которые должны были привести русскую церковь в унификацию с греческой, что привело к расколу. Именно Никон оказал влияние и на русскую церковную архитектуру: запретил стоить шатровые церкви, и «благословил» почти типовые пятиглавые храмики с трапезной и колокольней, поставленные «кораблем». А еще благодаря Никону появился совершенно уникальный архитектурный ансамбль в Подмосковье, утраченный во Вторую мировую войну, а ныне восстановленный первоначальном виде: Новоиерусалимский монастырь. Вообще-то Никон строил под Истрой свою загородную резиденцию. Но начатое в 1656 году строительство должно было не просто стать новым монастырем-резиденцией патриарха, но и чем-то, доселе невиданным. Никон задумал создать на русской земле Новый Иерусалим, сделав свою резиденцию символом новой эры христианства. В 1658 году начали строить Воскресенский собор – главный храм монастыря. Этот храм строили лучшие мастера по описанию, обмерам и модели Иерусалимского храма, привезенным из Палестины. Конечно, повторить получилось в основном план, и в итоге получился уникальный, самобытный и ни на что не похожий комплекс. Крестчатый храм Воскресения с запада смыкался с огромной ротондой, перекрытой шатром – часовней Гроба Господня. Именно этот шатер и стал главной вертикальной доминантой монастыря. С востока к комплексу примыкала заглубленная в землю церковь Константина и Елены, символизировавшая и все знаменитые пещерные храмы христианства. Орнаментировались все храмы изразцами. Строительство храма длилось очень долго: первые десять лет работами руководил лично патриарх, но затем Никон попал в опалу и в ссылку, и только в 1679 году по приказу старшего брата Петра I, царя Федора Алексеевича, работы возобновились, и в 1685 году собор был завершен. Затем появились крепостные стены, трапезные палаты, настоятельские покои, Святые ворота с надвратной церковью Входа в Иерусалим… В Подмосковье вырос совершенно необычный не только для XVII века, но и для всей русской архитектуры комплекс. Увы, в 1941 году большая часть памятников была разрушена – частично или полностью. Уже в 1950-е годы реставрацию тут начал подвижник Петр Барановский, на счету которого немало спасенных шедевров древнерусского зодчества. Полвека длилось восстановление – дольше, чем строительство с нуля. Но сейчас Новоиерусалимский монастырь можно увидеть во всей своей красе именно таким, каким он был на начало XVIII века. Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.