Суть «лесной амнистии» чиновники поняли не до конца

В России уже месяц действует закон о «лесной амнистии», устанавливающий порядок определения границ частных земельных участков, пересекающихся с землями лесного фонда. За это время тысячи граждан по всей стране устремились в местные органы власти восстанавливать свои права. Но не тут-то было. Чиновники в большинстве своём разводят руками. Им либо не хватает подзаконных актов, либо разъяснений от Росреестра, либо они просто не успели разобраться с нормами документа и потому помощь оказать не могут. «Лесная амнистия»? Нет, не слышали Исправлять эту ситуацию будут в Госдуме. В рамках Комитета нижней палаты по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям прошло первое заседание рабочей группы, члены которой займутся контролем за реализацией закона о «лесной амнистии». В состав группы под председательством главы комитета Николая Николаева вошли представители всех думских фракций, а также члены Правительства РФ, Счётной палаты и Генпрокуратуры. Николай Николаев, который ещё до внесения документа в палату выступал за его скорейшее принятие, с сожалением констатировал, что чиновники не понимают, о чём закон, хотя сложного там ничего нет. «Положения документа должны защищать леса от разграбления, а выходит так, что текст закона и правоприменительная практика противоречат друг другу. Этого быть не может», — отметил депутат на первом заседании наблюдателей. Парламентарий сообщил, что рабочая группа проведёт мониторинг исполнения закона и не позднее 1 декабря 2017 года представит результаты. Следующее заседание, отметил парламентарий, запланировано через месяц — на 15 октября. Затем пройдут парламентские слушания с участием представителей регионов, чтобы выслушать «голоса с мест и понять, есть ли нарушения и злоупотребления». «Я не говорю, что чиновники плохие, а все остальные хорошие, но обращения граждан зачастую наталкиваются на растерянность представителей местных властей. А время-то идёт!» — посетовал Николаев. По его словам, Минэкономразвития должно как можно скорее разработать подзаконные акты, а то суды уже переполнены заявлениями от граждан, желающих вернуть свои земельные участки или доказать правомерность использования имеющихся. Но смысл-то закона был в том, чтобы не через суд отстаивать свои права в этом вопросе, а с помощью новых законодательных норм. Законопроект в окончательной редакции стал неким фильтром, который смог бы вычленить тех, кто нелегально использует лесные участки.При этом необходимость парламентского контроля за «лесной амнистией» стала очевидна ещё после принятия закона в Думе в июле. Тогда депутаты выступали с разными точками зрения. Категорически против документа была, в частности, глава Комитета палаты по экологии Ольга Тимофеева. Она говорила о том, что не прописана площадь допустимого для амнистии пересечения площадей земельного и лесного участков, а также подчеркивала, что нет механизма компенсации земель лесного фонда — пусть не в денежной форме, а хотя бы посадкой деревьев. В итоге уже в начале осенней сессии Николай Николаев обратился с письмом к главе Росеестра Виктории Абрамченко, в котором сообщил, что в рамках работы депутатов его комитета в регионах они получали многочисленные обращения от граждан о том, что государственные и муниципальные органы власти, а также кадастровые инженеры на местах зачастую отказываются соблюдать закон о «лесной амнистии», ссылаясь не неясность конкретных механизмов его применения. Паники нет, но медлить нельзя Гораздо меньше беспокойства испытывают чиновники федеральных органов власти. Присутствующей на заседании в Госдуме замдиректора Департамента недвижимости Минэкономразвития РФ Алексей Бутовецкий сразу же заявил, что масштабные законы, подобные «лесной амнистии», трудно сразу без проблем реализовать. «Мы решили не дожидаться вала обращений и 15 сентября направили разъяснения в территориальные подразделения Росеестра. Кроме того, проводим работу над изменениями в подзаконные акты», — сообщил чиновник. А замдиректора Росеестра Галина Елизарова вообще призналась, что не видит пока глобальных проблем в происходящем. «К нам не поступало обращений, которые требуют экстренных ответов. Но мы плотно работаем с Рослесхозом для упреждения таких ситуаций», — сказала чиновница. Вспомнили присутствующие и про тяжёлую ситуацию с пересечением лесных земель с землями населённых пунктов в Подмосковье. Ещё год назад губернатор Московской области Андрей Воробьёв говорил о необходимости принятия закона о лесной амнистии: власти региона намерены ежегодно вводить в оборот 70 тысяч гектаров земли, поэтому и требуются нормативы, которые позволят это сделать. Начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области Владислав Гордиенко сообщил членам рабочей группы, что сейчас в области зафиксировано более 200 наложений лесных участков на земли иных категорий и закон ситуацию изменит в лучшую сторону. Из истории вопроса Решение о создании рабочей группы было принято в Госдуме 21 июля, когда закон о лесной амнистии рассматривали в третьем чтении. Тогда спикер нижней палаты Вячеслав Володин идею поддержал. Документ принимали сложно — главе Госдумы даже пришлось пригласить вице-премьера РФ Дмитрия Козака и министра экономического развития Максима Орешкина в зал пленарных заседаний. Причиной этого стало предложение представителей фракций ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России» перенести рассмотрение законопроекта на осень. Козак тогда заверил, что Правительство, которое разрабатывало документ полтора года, разделяет озабоченность депутатов, но закон нужен как можно скорее и оттягивать его принятие нельзя — по всей стране идут многолетние судебные тяжбы. Причиной дискуссий в Госдуме стал вопрос о том, кому выгодно принятие закона, а кому нет. Думский Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям высказался за принятие инициативы, а комитеты по экологии и по аграрным вопросам предложили закон доработать. Во втором чтении документа была учтена часть поправок, подготовленных ОНФ. В частности, удалось добиться того, что «лесная амнистия» не будет распространяться на земли национальных парков и заповедников. «Законопроект в окончательной редакции стал неким фильтром, который смог бы вычленить тех, кто нелегально использует лесные участки», — отметил тогда глава Комитета Госдумы по природным ресурсам Николай Николаев. leftВ 1,7млн гектаровоценивается общая площадь спорных участков. Теперь остаётся ждать, что пограничные споры между Рослесхозом и владельцами участков леса постепенно уйдут в небытие. Но самое главное — должен измениться порядок определения границ земельных участков из состава земель лесного фонда и исчезнуть взаимоисключающие сведения в лесном реестре и Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Приоритет, согласно новому закону, отдан последнему. Именно это позволит сохранить за собственниками, права которых зарегистрированы в ЕГРН, принадлежащие им земельные участки. Рослесхоз уже выявил более 263 тысяч случаев противоречий данных, когда одни и те же участки земли относятся к разным категориям. Общую площадь таких земель он оценивает примерно в 1,7 миллиона гектаров. В то же время Росреестр приводил другие данные: 377 тысяч спорных участков площадью 1,5 миллиона гектаров. Николай Николаев, ссылаясь на сведения из регионов, приводил такие цифры: площадь спорных участков почти в два раза больше официальных оценок и превышает 3,7 миллиона гектаров.

Суть «лесной амнистии» чиновники поняли не до конца
© Парламентская газета