Войти в почту

Матильде на зависть. На каких автомобилях ездил Николай II?

Кто бы в конце XIX-начале XX века мог подумать, что в 2017 году отношения цесаревича Николая Александровича и балерины Матильды Кшесинской станут предметом не только горячих обсуждений, но и самых настоящих скандалов. Что вызвало такую реакцию, обсуждать не будем: за нас это уже сделали другие. Зато нелишним будет коснуться другой темы, косвенно относящейся и к предмету столь бурных обсуждений. Все дело в том, что и будущему Николаю II, и Матильде Кшесинской в некотором плане повезло: они жили в то время, когда автомобили только начали проникать в жизнь людей. Например, свой первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания немецкий изобретатель Карл Бенц представил в 1885 году – примерно за 7 лет до начала отношений между наследником русского престола и известной танцовщицей. Правда, появление таких транспортных средств в Российской Империи пришлось на более позднее время – начало 1900 годов. Как относилась Матильда Кшесинская к автомобилям, неизвестно – в её биографии это никак не отмечено. Да и, честно говоря, было бы странно, если бы это было по-другому, учитывая, что в начале ХХ века автомобили были исключительно мужским делом. Зато Николай II был известным поклонником моторизации. Особую любовь государя заслужили самобеглые коляски" фирмы Delaunay-Belleville. Специально для него французы собрали два автомобиля с аббревиатурой SMT (Sa Majeste le Tsar). Перевод звучит просто, но основательно: "Его Величество Царь". Царский лимузин за 22 тысячи рублей В 1906 году в Российскую империю прибыл первый Delaunay-Belleville в кузове трипль-фаэтон. Проще говоря, открытая повозка с тремя рядами кресел. С этого автомобиля и началось постепенное заполнение государева гаража. Через пару лет Николай II получил от французов еще два автомобиля. Особенность их заключалась в названии – "самобеглые коляски" получили имя в честь императора. Аббревиатуру SMT можно расшифровать как "Его Величество Царь". В 1910 году журнал "Автомобилист" опубликовал статью об императорском гараже. "Чудо современной автомобильной техники, и большего от конструкторов его уже требовать невозможно", - так восхищался журналист французским "самовозом" в начале прошлого века. Кстати, у автомобилестроения того времени была удивительная особенность – шасси и кузов изготавливали разные компании. Поэтому для российского императора кузова машин подготовила парижская контора Kellner et ses fils. Императору так понравилась их работа, что в дальнейшем он специально заказывал "упаковку" для других своих машин. Например, для Peugeot, Renault и даже Rolls-Royce. К 1910 году в императорском гараже насчитывалось боле двух десятков машин. Интересно, что пять из них были закреплены непосредственно за государем и его семьей. И из этих пяти "счастливчиков", четыре были именно "Делонэ". Обходились "самобеглые коляски" недешево. Например, только за один Delaunay-Belleville заплатили более 22 тысяч рублей! Для сравнения, отечественный лимузин "Руссо-Балт" стоил тогда порядка восьми с половиной тысяч рублей. Техника на грани фантастики Но французы не просто так требовали космические по тем временам суммы. Дело в том, что их "Делонэ" полностью удовлетворяли запросы императора по техническому оснащению. Так, начальник императорского гаража заказал двойные тяги рулевого управления, двойную же систему зажигания (с магнето и прерывателем), а вместо традиционного конусного сцепления – дисковое. Кроме этого, запускаться мотор автомобиля должен был непосредственно с водительского места. Слишком необычное пожелание для того времени. Ведь тогда подавляющее большинство машин запускалось при помощи специальной заводной рукоятки. Еще одно новшество, припасенное специально для российского государя – пневматическая система. Она отвечала не только за запуск силового агрегата, но и за торможение, накачивание шин, подачу звукового сигнала и работу домкрата. В общем, инженерам пришлось значительно усложнить конструкцию лимузина для первого лица страны. Зато водитель государева "самовоза" ощущал себя за "баранкой" машины из будущего. Перед поездкой он первым делом открывал клапаны, чтобы сжатый воздух из резервуаров попал в цилиндры. Причем все это необходимо было сделать при перекрытой подаче горючего, отпущенном сцеплении и выключенном зажигании. Поршень под давлением воздуха опускался, заставляя коленвал вращаться. А тот в свою очередь приводил транспортное средство в движение. Благодаря такой схеме процесс начала движения происходил бесшумно, а главное плавно, что особенно оценил император. Когда "Делонэ" разгонялся, шофер перекрывал сжатый воздух и тут же активировал подачу горючего с запущенным зажиганием. Все эти манипуляции требовались для того, чтобы силовой агрегат перешел в штатный рабочий режим. За плавное торможение, которое тоже в те времена считалось большой редкостью, отвечала пневматическая тормозная система Заурера. Благодаря ей машина останавливалась при помощи силового агрегата, который на время переключался в режим компрессора. Кроме инновационных технических особенностей личные автомобили Николая II отличались также интерьерными и экстерьерными изюминками. Например, в комплетацию машин входили жалюзи на окнах, противомоскитная сетка на ветровом стекле, третий ряд сидений, двойной пол (это препятствовало проникновению в салон запаха отработанных газов). В отделке салона использовался палисандр, нашлось место и для шкафчика с несессером. Экстерьерной особенностью являлась и крыша машины. Она была оснащена специальной стеклянной галереей с ограждением. Так создатели одновременно убили не двух, а трех зайцев. Во-первых, появилось дополнительное освещение. Во-вторых, вентиляция. А в-третьих, государь (его рост составлял 168 сантиметров) мог спокойно стоять внутри автомобиля. В начале прошлого века по Петергофу и Царскому Селу разрешалось ездить с максимальной скоростью в 15 верст в час. Для князей Романовых это было слишком медленно, поэтому они предложили следующее: предоставить царской семье спецномера. А значит, передвигаться ему можно быстрее дозволенных 15 верст в час. В 1911 году стандарт императорских номеров был все-таки принят. Дощечка окрашивалась в синий цвет, после чего на ней белым рисовалась корона и буква "А". Любопытно еще то, что машины, на которых ездил непосредственно Николай II, вообще были без каких-либо знаков. Чаще всего, громадные, внушительные Delaunay-Belleville использовались императорской семьей для выездов на различные светские мероприятия. Например, в 1912 году в Москве, в день открытия памятника Александру III. Спустя год Николай II использовал машину для поездки в Михайловский манеж, где проходила IV Международная автомобильная выставка. И оба именных транспортных средства мелькали во время празднования 300-летия дома Романовых. Причем не только в Петербурге, но и в Москве. Когда государь отрекся от престола, все его "самобеглые повозки" перешли Временному правительству. За исключением одного SMT. Считалось, что этот автомобиль был уничтожен или же просто пропал во время революции. Но нет. Вскоре машина всплыла в Стокгольме. Оказалось, что воспользовавшись неразберихой того времени, на ней в Швецию сбежал бывший личный водитель государя Адольф Кегресс. А находясь на родине, продал.

Матильде на зависть. На каких автомобилях ездил Николай II?
© Авторамблер