Чисто "бесчеловечно". Куда идет автопром?
"Дизель – дьявол"? С этой жесткой фразы директора организации Clean Air London Саймона Биркетта началась самая ожидаемая сессия дебатов на фестивале. И журналистская аудитория притихла. Сейчас будет жар! И действительно – обсуждения проблем дизеля оказалось самым острым. Биркетт сходу забросал всех цифрами. Говорит, дышать невозможно на улицах Лондона, хотя даже, казалось бы, его сторонники из экологических организаций признают – не все так плохо. Да, "дизельные" оксиды азота намного более вредны, чем угарный газ. Не поспоришь, но в общем уровне загрязнения это если и не капля в море, то и не самая значительная часть. Не больше 30% даже в самых грязных районах – парируют оппоненты. Почему правительства в первую очередь европейских стран так резко пересмотрели концепцию? Этим вопросом задаются многие, ведь еще 15 лет назад те же самые чиновники устроили дизельный бум. А сейчас требуют скорейшего отказа от дизеля. К 2040 году (и это не прогноз, а уже принятая стратегия) в ЕС вообще не должно быть двигателей внутреннего сгорания, даже бензиновых. Одни в этом убеждены, другие пока слабо верят в то, что планы удастся реализовать без ужасных последствий. И, как подметил глава Jaguar Land Rover Ральф Шпет, пока это лишь голое заявление, а вот детально проработанной стратегии "как дальше жить" никто не представил. Сплошное электричество Локальный план у самой британской компании есть. На фестивале впервые JLR озвучила, что к 2020 году весь (абсолютно весь!) модельный ряд марки будет электрифицирован. Это не значит, что останутся сплошь автомобили на одних батарейках. Просто все "Ягуары" и "Ленд Роверы" – от внедорожников до спорткаров – получат вдобавок версию с электрической составляющей: гибрид, плагин-габрид или собственно электромобиль. А в следующем году в серию пойдет кроссовер I-Pace. Таким образом, клиентам расширят выбор. Новая безумная и масштабная волна электрификации началась. Некоторые участники дискуссии на фестивале технологий пытались возразить, что не все так однозначно, в том числе сами представители JLR. Потому-то волну я назвал "безумной". К примеру, Ральф Шпет еще во вступительном слове задавал риторические вопросы: "Где заправочные станции на каждом шагу? Где брать столько электричества для подзарядки?" Ну, если в Лондоне этим вопросом задаются, то о нас и говорить нет смысла. По поводу электричества вопрос тоже интересный. В таких масштабах выработки для автомобилей переход на сплошные электрокары уже не видится столь экологичным. Вдобавок где замена литий-ионным батарейкам? У той же "Теслы", как подчеркивали не раз эксперты во время дискуссии, "сердце" весит несколько сот килограммов. Произведенных, к слову, не очень экологичным способом… Нужна альтернатива! А ее пока нет. Чтобы легче думалось по поводу замены, а автолюбители-"бензиноиды" успокоились, ягуаровцы взяли и электрифицировали "классику". Да какую – Jaguar E-Type образца 1968 года! Кузов легендарного родстера оставили без изменений, но оснастили его электромотором, разгоняющим автомобиль до сотни за 5,5 секунды. Батарея, конечно, все равно литий-ионная – инженеры как раз уместили ее на место оригинального шестицилиндрового двигателя. Заодно осовременили интерьер новой мультимедиа и цифровой комбинацией приборов. И нашим, и вашим. Человек лишний От человека прямоходящего к человеку лишнему. Развитие технологий намекает нам всем, что роботы скоро заменят всех. "Даже журналистов", -шутят (кажется, нервно) участники дискуссии. Правда, как показал опрос, лишь четверть гостей фестиваля готовы доверить автомобилю управление. Значит, автономное будущее не такое уж и близкое. Рано или поздно к абсолютно безошибочной автономности автопром придет. И тогда большинство людей даже не будет покупать автомобиль. Настанет эпоха повсеместного каршеринга, который уже стремительно набирает популярность по всему миру. Хотя пока 77% всех присутствующих на фестивале уверены, что владению машин конец еще не пришел. И каким же будет автопром в 2040 году? Чтобы показать свое видение, в JLR создали концепт Future Type. Автомобиль по задумке не будет собственностью одного человека. Как каршеринг, только машина полностью автономная, а у каждого пользователя остается лишь свой руль. И не просто руль, а целый помощник и друг по имени Sayer в честь дизайнера Малкольма Сэйера. Настоящий гаджет, который объединяет в себе по сути все цифровые возможности настоящего и будущего. "Подгонит" машину со стоянки, когда надо, разбудит, составит расписание, проверит наличие продуктов в холодильнике… Но этот руль будущего – все равно руль. То есть с его помощью будешь управлять машиной, если все-таки захочешь. Вот просто представьте картину. Лежит руль в офисе. Пока собираетесь домой, машина едет к выходу. Садитесь – а руль объявляет, что вам дома есть нечего, кроме куска сыра и половины бутылки молока. И заказывает все остальное сам. В общем, электричество и автономия – наше будущее. В Европе более близкое, в России, понятное дело, отдаленное. Но в том, что это будущее, не сомневается никто. Даже настоящие автомобильные фанаты, которые не мыслят себя вне руля и без звуков бензиновых V8. Но предстоит решить кучу проблем. Помимо технических, еще и социальные, о чем предупреждает президент Jaguar Land Rover Ральф Шпет: "Чем будут заниматься сотни тысяч дальнобойщиков? Кто им заплатит?" Ведь это гигантский пласт населения в любой стране, тем более в России. Тем временем беспилотные грузовики уже вовсю тестируют даже у нас. В стремительном развитии технологий нельзя забывать о решении насущных острых вопросов, которые неизбежно возникают как следствие. Алексей Дмитриев