Экономический кризис и стагнация последних лет привели к резкому росту спроса на франшизы сибирских компаний. По оценке Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), сибирские франчайзеры — одни из самых успешных в стране. Для одних из них продажа франшизы — дополнительный инструмент развития бизнеса, для других — основной источник дохода. И те, и другие нацелены на дальнейший рост франчайзингового бизнеса, как на рынке России, так и в СНГ. Цепная реакция «Рынок франчайзинга в Сибири развивается весьма динамично, особенно в таких городах, как Новосибирск, Иркутск, Норильск, Красноярск, Омск и Томск,— говорит президент РАФ Агнесса Осипова.— Компании из Сибири занимают пять позиций в рейтинге журнала Forbes „25 самых выгодных франшиз в России“, у которых по сравнению с прошлым годом наибольший прирост точек». Это новосибирские компании — служба доставки СДЭК, сеть автосервисов «Вилгуд», сеть кофеен Traveler’s Coffee, электронный справочник 2ГИС и производство сверхпрочных покрытий с зеркальным блеском Unibrait. Такой впечатляющий результат, учитывая, что в Сибири проживает только 24% населения страны, по мнению госпожи Осиповой, «выводит регион в лидеры российского франчайзинга». Две из пяти франшиз рейтинга — «Вилгуд» и Unibrait — производственные компании. «Это очень важно, так как, по оценке РАФ, среди компаний, развивающихся по франчайзингу, к категории производственных относятся не более 4% от общего числа. Производство — сложный вид бизнеса, который требует инновационных разработок, внедрения современных технологий, хорошего знания конъюнктуры и емкости рынка»,— констатирует Агнесса Осипова. В РАФ считают, что экономическая нестабильность сыграла в пользу развития франчайзинга. Успешное сотрудничество с крепкими брендами стало для одних предпринимателей эффективным инструментом развития бизнеса, а для других — основанием для его полного перепрофилирования на развитие по франчайзингу. Снижение рисков при старте, удлинение жизненного цикла бизнеса, синергия творческого и делового потенциала партнеров франчайзинговой сети — все это дает мощный рост среднего класса, считает Агнесса Осипова. «Положительный результат одних предпринимателей мотивирует других, начинается цепная реакция. Чем больше концентраций франчайзинговых предложений в одном регионе, тем больше желающих попробовать свои силы в бизнесе данного формата. Лучшая реклама франшизы — это скорость выхода на точку безубыточности и позитивные отзывы франчайзи, которые являются весомым аргументом для других предпринимателей»,— подчеркивает она. Попали в точку К числу успешных франчайзеров в Сибири относятся десятки компаний — от точек по продаже кофе до многомиллиардного бизнеса. К последнему, например, относится компания «2ГИС». «Франчайзинг — основной инструмент территориального развития „2ГИС“. Большинство офисов открыто по этой модели. Поскольку практически все крупные города в России нами уже охвачены, сейчас основной вектор — запуск проектов в СНГ,— рассказывает директор по франчайзингу компании „2ГИС“ Сергей Вурим.— При этом мы не гонимся за количеством новых точек, нам важно найти парт­неров, которые могут качественно поддерживать продукт на своей территории и с нашей поддержкой добиваться хороших коммерческих результатов». В этом году компания запустила карту и справочник 2ГИС в Шымкенте и Актау (Казахстан). В 2016 году объем продаж рекламы в сервисе «2ГИС» составил 4,7 млрд руб., при этом половину объема продаж в России и СНГ сгенерировали франчайзи, половину — собственные филиалы. «Покупают франшизу разные предприниматели, главное для нас — парт­нер должен быть готов уделять проекту время и внимание. „2ГИС“ — это не история про „вложился и жду прибыль“. Успех проекта во многом зависит от того, насколько активно предприниматель участвует в проекте и использует предлагаемые ему инструменты»,— объясняет Сергей Вурим. Стоимость франшизы «2ГИС» зависит от размера города. Суммарные затраты на франшизу, открытие локального офиса «2ГИС», рекламу, формирование базы рекламодателей для вывода проекта в прибыль господин Вурим оценил в $300 тыс. для среднестатистического города. Примерно два с половиной года требуется франчайзи для вывода в прибыль и пять лет — для возврата вложений. Для одного из российских лидеров по производству биологически активных добавок (БАД) ЗАО «Эвалар», чьи штаб-квартира и производственные мощности расположены в Бийске, продажа франшизы — это способ расширить каналы сбыта продукции и вывести на рынок новые бренды, так как франчайзи, согласно условиям контракта, обязаны иметь весь ассортимент продукции «Эвалар». «На сегодня доля БАД не превышает 5% в ассортименте аптек — это очень мало. При этом ситуация усугубляется концентрацией аптечных сетей. Это осложняет продвижение брендов в аптеки, удорожая маркетинговые затраты, происходит сужение ассортимента, так как аптечные сети интересуют высоколиквидные позиции с высокой оборачиваемостью»,— комментирует председатель совета директоров ЗАО «Эвалар» Наталия Прокопьева. В настоящий момент количество аптек, работающих под маркой «Эвалар», достигло 122 в 26 регионах РФ. «Текущий и 2016 годы показали наиболее динамичный прирост сети, которая увеличилась более чем на 100%. Например, в 2017 году под бренд „Эвалар“ перешли 13 аптек. Большинство держателей франшизы — это региональные аптеки»,— рассказывает Наталия Прокопьева. Паушальный взнос за франшизу составляет 5 тыс. руб., роялти — 0,1% от реализации продукции. Затраты на оформление торгового зала — 100–300 тыс. руб. «С учетом средних продаж окупаемость инвестиций — около шести-восьми месяцев»,— добавляет госпожа Прокопьева. Как рассказала «Экономике региона» директор по связям с общественностью группы компаний «Обувь России» Наталья Паули, франчайзинг позволяет расширить географию продаж и рынки сбыта, «выйти в те города, в которых „Обувь России“ пока не развивает собственную сеть». В первом полугодии 2017 года ГК «Обувь России» открыла более 50 партнерских магазинов в России. Сложившаяся в стране экономическая ситуация благоволит и компании Fit Service (штаб-квартира находится в Новосибирске), развивающей по франшизе автосервисный бизнес. «Кризисные явления на российском рынке привели к тому, что многие клиенты дилерских станций уходят от них из-за высокой цены, а следующие по иерархии независимые автосервисы не всегда могут предоставить нормальный сервис. Независимые автосервисы, попавшие в ситуацию кризиса, начинают искать для себя выход. На стыке этих двух явлений наше предложение по франшизе попадает в точку и востребовано»,— рассказывает руководитель сети Fit Service Данил Соловьев. С начала года компания открыла в России по франшизе 56 автосервисов, таким образом сеть выросла до 82 станций в 33 городах. По словам господина Соловьева, 70% покупателей франшизы — присоединяющиеся автосервисы, 30% — инвесторы, приходящие в этот бизнес с нуля. За год стоимость франшизы Fit Service снизилась с 500–750 тыс. руб. до 100–250 тыс. руб. «Мы взяли за правило удваивать количество сервисов ежегодно. И чтобы захватить пока все еще пустой рынок, мы снизили стоимость предложения. Это позволило нам привлечь большее количество потенциальных клиентов. Только в июне мы подписали 69 новых договоров»,— говорит Данил Соловьев. Среднюю окупаемость инвестиций франчайзи в открытие точки он оценил в 18–24 месяца. «Рыночная конъюнктура к нам лояльна» Особенно заметны на рынке франчайзинга сибирские рестораторы. «Сейчас появляется много интересных ресторанных проектов, в том числе формата fast food и fast casual, но, к сожалению, большинство из них закрываются, так как конкуренция в этом сегменте высокая. Франшиза же — это как минимум накопленный опыт, приведенный в единую систему, простую в управлении,— объясняет управляющий парт­нер сети ресторанов New York Pizza Евгения Головкова.— За последние 15 лет мы максимально систематизировали процессы взаимодействия с франчайзи, есть готовое решение, задача состоит в ежедневном управлении бизнесом». С начала года компания открыла по франшизе три ресторана. Стоимость франшизы NYP — от 600 тыс. до 1 млн руб. в зависимости от формата заведения. Компания также берет 4% роялти и 2% — взнос на маркетинг. Затраты на открытие ресторана составляют 8–12 млн руб., расчетная окупаемость — три года. «На сегодня доходы от франчайзинговой деятельности не являются в компании основными, мы только в начале пути. Административная структура, необходимая для развития, контроля качества и сервиса в ресторанах франчайзи, маркетинговая поддержка — все это требует достаточно больших затрат»,— констатирует Евгения Головкова. Если для NYP франчайзинг — важный, но все-таки один из инструментов развития, то для компании «Фуд-мастер», которая развивает рестораны быстрого обслуживания «Вилка-ложка»,— основной. «Мы хотим использовать сложившуюся на рынке ситуацию. Сегодня весьма благоприятное время для активной продажи франшизы. Есть множество потенциальных инвесторов, которые ищут варианты для правильного вложения средств. Проценты по вкладам падают, держать деньги в банке, как и „в чулке“ невыгодно»,— перечисляет благоприятные факторы для своего бизнеса генеральный директор компании «Фуд-мастер» Илья Серов. В 2017 году компания «Фуд-мастер» открыла пять ресторанов: в Чите, Новосибирске, Екатеринбурге, Уфе и Нижнем Тагиле. «Среди франчайзи есть как опытные рестораторы, так и инвесторы, не имевшие до этого отношения к общепиту. Например в Чите мы открылись на месте ресторанов местной сети. Собственник решил, что работать с „Вилка-ложка“ гораздо выгоднее, чем продолжать собственный проект. В Новосибирске с нами с этого года работает партнер, у которого этот ресторан — первый»,— говорит Илья Серов. Инвестиции в проект составляют от 9 млн руб. и окупаются в среднем за два года. Паушальный взнос за год вырос с 800 до 900 тыс. руб. Система расчета роялти зависит от финансового результата ресторана и составляет 3–5%. За счет продажи франшиз доходность компании «Фуд-мастер» с начала года выросла на 24%. Одним из рекордсменов по количеству заведений, открытых по франшизе, уже не первый год является новосибирская сеть кофеен «Бодрый день». Как рассказал соучредитель компании Алексей Балкин, ежемесячно по франшизе открывается три-пять кофеен, при этом общее количество точек достигло 168. «Мы работаем в сегменте микробизнеса, на открытие кофейни достаточно 500 тыс. руб. Поэтому рыночная конъюнктура к нам лояльна»,— поясняет господин Балкин. Самое востребованное предложение для франчайзи стоит 490 тыс. руб. За эти деньги партнер получает кофейню под ключ. Средний срок окупаемости франшизы «Бодрый день» составляет около полугода. «За последние два года закрылось меньше 10% кофеен, открытых по нашей франшизе. Эти цифры значительно ниже показателей закрытия бизнеса в сфере общепита в среднем по стране. Мы не продаем франшизу, предварительно не оценив и не одобрив место, где планируется открываться кофейня. Это позволяет минимизировать риски нашим франчайзи»,— уверяет Алексей Балкин. Эффект синергии По мнению Агнессы Осиповой, рынок франчайзинга «в самом ближайшем будущем ожидает двукратный рост и усовершенствование надежной законодательной поддержки». «Перспективы развития франчайзинга в России, по моему твердому убеждению, самые блестящие. Россия уже входит в топ-10 стран по количеству рабочих мест во франчайзинге. Число занятых на таких предприятиях превышает 500 тыс. человек, опережая по этому показателю такие страны, как Италия, Испания и Австралия,— говорит руководитель РАФ.— Мы видим высокую заинтересованность государства в развитии этого формата бизнеса и предпринимательский энтузиазм по развитию франчайзинговых концепций. Уверена, что такая синергия приведет в сибирских регионах к росту франчайзинга, опережающему среднестатистические 15% по стране». По ее мнению, наибольший потенциал развития у франчайзингового бизнеса в средних и малых населенных пунктах Сибири, где он пока слабо представлен. Видят большой потенциал для роста своего бизнеса и участники сибирского франчайзингового рынка. Все опрошенные «Экономикой региона» сибирские предприниматели, развивающие бизнес за счет продажи франшизы, заявили о масштабных планах развития до конца текущего года и в 2018 году. «Этот год мы планируем закончить со 115 автосервисами. Большое количество людей подписали с нами контракты, гигантское количество станций находится на стадии открытия. До конца года мы планируем открывать 8–10 сервисов ежемесячно. А 2018 год планируем завершить с 230 сервисами»,— рассказал Данил Соловьев. «В этом году планируем открыть еще три ресторана New York Pizza, в том числе один по франшизе в Барнауле. В 2018 году реализуем минимум десять проектов, семь из которых — по франшизе»,— делится планами Евгения Головкова. А компания «Фуд-мастер» рассчитывает до конца года прирасти «минимум десятью ресторанами». «В следующем году мы планируем открыть не менее 20 ресторанов, а к началу 2020 года — создать сеть из 100 заведений,— заявил Илья Серов.— Запросы поступают из самых разных городов России, среди которых Москва и Владивосток. После участия в выставке Buybrand Expo 2017 франшизой заинтересовались даже партнеры из Белоруссии и Казахстана». Михаил Кичанов

Скопировать успех
© Коммерсантъ в Новосибирске