Российские древности: Церковь Богоявления с Запсковья

Сегодня рубрика «Российские древности» рассказывает о псковском храме, от которого распространилась «мода» на уникальную звонницу и не менее новаторскую восьмискатную крышу. Город Псков относится к числу тех многочисленных российских городов, которые названы по имени реки, по берегам которой он расположился. С «младшим братом Господина Великого Новгорода» в этом смысле ситуация интересная: рек по его территории течет две, и название город получил по меньшей: имя главной водной артерии Пскова ближе Новгороду – река Великая. А вот в Великую впадает река Пскова. Поэтому и Заречья во Пскове два: Завеличье и Запсковье. Именно на Запсковье в самом конце XV века появился архитектурный шедевр: храм Богоявления с Запсковья (другое название – «в Бродех»). Впрочем, первое упоминание об этом храме относится к концу XIV века, к 1397 году. Тогда Богоявленский храм был еще деревянным. Мы знаем, что в 1433 году храму сделали новый притвор, а в 1458 году в большом пожаре, в котором выгорело все Запсковье, погибла и церковь. Новый храм, уже в камне, закончили строить в 1496 году. Храм получился очень интересным и в двух отношениях весьма новаторским. Во-первых, всего лишь во второй раз за всю историю псковской архитектуры зодчие применили ставшее потом «классическим» восьмискатное покрытие. Первый пример такой кровли встречается всего за два года до постройки храма Богоявления с Запсковья, в храме Георгия со Взвоза. Почему появилось такое покрытие? Дело в том, что Псков становился больше, здания становились больше, и требовалось более простое, более надежное, чем шестнадцатискатное, но вместе с тем изысканное покрытие больших храмов. То, что получилось в Запсковье, оказалось настолько успешным, что после этого храма ни один из новых храмов не получал «устаревшую крышу». Более того: когда ремонтировались более ранние церкви, они тоже получали восьмискатную кровлю. Второй архитектурной находкой зодчих стало создание колокольни. Традиционная псковская звонница расположена прямо на стене здания. Здесь же под «звоны» было построено новое высокое отдельное здание – только под колокола, при этом это не столп, как это принято в Московской Руси, а стена звонов. Как пишет известный историк архитектуры Юрий Спегальский, это «самый ранний из всех известных нам образцов такого рода сооружений в древнем Пскове и вместе с тем наиболее совершенный. Произведенный ею художественный эффект послужил, видимо, основной причиной быстрого распространения подобных звонниц, ставших одной из характерных особенностей псковской церковной архитектуры XVI в.» Чуть позже основного объема с севера и с юга пристроили два придела, северный – во имя Трех Святителей, южный – Усекновения главы Иоанна Предтечи. Эти приделы в псковских традициях оформили практически отдельными миниатюрными храмиками, примыкающими к основному объему. Половину тысячелетия храм простоял без каких-либо изменений. Однако его состояние стало приближаться к аварийному. Почти полностью разрушился трехсвятительский придел, сильно пострадал предтеченский, по храму пошли многочисленные трещины. Реставрация началась в 1990-е, затем на какое-то время прервалась из-за недостатка средств, и только после 2005-го года работы начались снова. Сейчас храм восстановлен полностью. Заново переложена луковица, разобран и полностью воссоздан северный придел, воссоздан южный (с сохранением кладки). Некоторые историки архитектуры назвали такую реставрацию «варварской», исказившей облик храма. Возможно, это действительно так, но и получившийся обновленный храм по-прежнему восхищает. В 2005 году храм передан церкви, а в 2007 в нем прошла первая служба. Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.

Российские древности: Церковь Богоявления с Запсковья
© Индикатор