Иван Ященко: Олимпиада мегаполисов вошла в научный график мировых столиц
В мире науки, оказывается, тоже есть первые и вторые составы, предолимпийский цикл и график тренировок. О результатах II Московской олимпиады мегаполисов, проходившей с 4 по 9 сентября, рассказал координатор жюри, директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко. — Иван Валериевич, чем олимпиада мегаполисов отличается от других интеллектуальных соревнований? — Обычно на олимпиадах выступают команды от стран. Здесь же участвуют команды городов. Ведь образовательные системы крупных городов имеют свои особенности. И одна из задач олимпиады — обмен опытом между мегаполисами. Все больше приходит понимание того, что в современном мире — в условиях цифровой экономики и развития технологий — необходимо комплексное изучение наук. С этим связано еще одно отличие олимпиады мегаполисов: дети соревнуются по четырем предметам — математике, информатике, физике и химии. Всего в каждой команде восемь человек, по двое на предмет. — У олимпиады мегаполисов есть свой неофициальный зачет, расскажите про него. — Да, это блицтур. Он не идет в основной зачет олимпиады, но по-своему очень важен. Это хорошая разминка и, как дети говорят, драйв. Каждой команде дается два часа и 80 заданий (из четырех дисциплин). Решают задания совместно, ввосьмером. Если в зачетных турах мало заданий и много времени, то здесь — наоборот, поэтому и называется «блиц». Пример задания: «На встречу выпускников пришло несколько человек, и каждый из них пожал каждому руку. Всего было совершено 435 рукопожатий. Сколько людей пришло на встречу?» Блиц состоит из упражнений, которые заранее присылают команды. То есть каждая из 36 команд присылает несколько школьных заданий, типичных для ее города. Все это собирают и выбирают 80 штук. Причем это сложные задачи, но не олимпиадного, а продвинутого школьного уровня. Это еще одна роль блицтура: участники смотрят, какие задачи решают в других городах. — Получается, каждая команда знает заранее несколько заданий? — Да, но это буквально пара заданий, много баллов на своих задачах не наберешь. И это не критично, потому что главная задача на блице — размяться, результат в зачет не идет. Ответы на этом этапе проверял компьютер, поэтому результаты было видно сразу, у нас даже была прямая трансляция результатов в интернете. Получилась очень мотивирующая, динамичная история. Первое место здесь безоговорочно у команды Шанхая, она на голову всех опередила, за полтора часа решила практически все задачи. За остальные места борьба шла до последнего. Санкт-Петербург за несколько минут до конца вышел на второе место. А Москва, Гонконг и Белград поделили третье место (участники этих команд решили одинаковое количество задач). Около 300 московских школ участвовали в блиц-туре в онлайн-режиме и показали очень хорошие результаты Кстати, параллельно с участниками олимпиады задания блица могли решать московские школьники. Они получали задания через интернет. Порядка 300 школ участвовали в блице в онлайн-режиме и показали очень хорошие результаты. Например, 179-я школа вплотную приблизилась к результатам сборных. Потом школьники много обсуждали задачи на форумах, в соцсетях, с учителями. Такой интерес понятен: прикольно же порешать задачи, которые собраны со всего мира! — А школьники из других городов могли подключиться к блицу? — В этом году мы дали такую возможность московским школам, но в следующем планируем открыть доступ для школ всего мира. — Какие задания были в основных турах? — Основные туры проходили по каждому из четырех предметов, на них ребята решали задачи уровня топовых международных олимпиад. Московская команда поделила первое место с Гонконгом и Шанхаем. При этом по сумме баллов российская столица заняла первое место с результатом 669,52 балла. С минимальным отрывом идет Гонконг — 664,78 балла, у Шанхая 633,75 балла. Подробно о результатах — здесь У физиков и химиков были не только теоретические, но и практические туры. Физики, например, самостоятельно собирали спектрометр (оптический прибор. — Прим. mos.ru). На московском заводе, где выпускают одни из лучших в мире спектрометров, изготовили специальные наборы для сборки устройства. Так что сначала ребята собирали этот прибор, а потом с помощью него же выполняли задание. Кстати, эти наборы сейчас передают в инженерные классы столичных школ. По химии, соответственно, проводили химический эксперимент, делали анализ веществ. Тоже на самом современном оборудовании. Например, использовали магнитные мешалки. Причем эти эксперименты проводили на стандартном оборудовании, которое сейчас поставляется в московские школы. По математике оба тура теоретические — решение задач. По информатике оба тура — это написание программ. — А кто и как готовил задания олимпиады? — И составляли, и проверяли задания члены международного жюри. Конечно, в секретной обстановке. В его составе — представители Азербайджана, Армении, Белоруссии, Венгрии, Казахстана, Колумбии, Южной Кореи, России, Сербии и Словакии. Участие России в составлении заданий было таким же, как и других стран. Наш соотечественник возглавлял жюри по математике, это российский ученый, академик Дмитрий Трещёв. Во главе жюри по химии был ученый из Кореи, очень известный специалист в своей области. По информатике — представитель Казахстана, а по физике — Колумбии. Состав сборной Москвы: химия — Алексей Коноплев (11-й класс, СУНЦ МГУ) и Илья Каннер (11-й класс, школа № 1253), физика — Борис Билич (студент первого курса, выпускник школы № 1329) и Дмитрий Плотников (студент первого курса, выпускник школы № 1329), математика — Вадим Ретинский (11-й класс, школа № 1329) и Егор Рябов (11-й класс, школа № 1329), информатика — Владимир Романов (10-й класс, СУНЦ МГУ) и Филипп Грибов (11-й класс, СУНЦ МГУ) Борьба была очень суровой, собрались сильнейшие составы. Мы, конечно, очень волновались, особенно после такой ошеломляющей победы шанхайской команды на блицтуре. Вообще китайские команды знамениты своей силой и характером, они обычно не делают ошибок и имеют очень мощную подготовку. Это одни из наших главных конкурентов. — Какое место занимает олимпиада мегаполисов в мире интеллектуальных чемпионатов? — В этом году приехали участники из 36 городов. Для сравнения: в прошлом — из 22. И это является признанием уровня олимпиады, качества задач. Страны, которые занимают лидирующие места на международных олимпиадах по математике, физике, химии, информатике, прислали свой первый состав, если проводить аналогии со спортом. То есть участниками были победители и призеры международных олимпиад по соответствующим предметам. Города-участники — Москва, Санкт-Петербург (Россия), Абу-Даби (ОАЭ), Алма-Ата, Астана (Казахстан), Баку (Азербайджан), Баня-Лука (Босния и Герцеговина), Белград (Сербия), Бишкек (Киргизия), Братислава (Словакия), Будапешт (Венгрия), Вена (Австрия), Габороне (Ботсвана), Ганновер, Дюссельдорф и Лейпциг (Германия), Гонконг, Лоян, Пекин, Чэнду и Шанхай (Китай), Джакарта (Индонезия), Загреб (Хорватия), Иерусалим и Тель-Авив (Израиль), Краков (Польша), Лима (Перу), Милан и Рим (Италия), Минск (Белоруссия), Нью-Дели (Индия), Рига (Латвия), София (Болгария), Стамбул (Турция), Таллин (Эстония), Хельсинки (Финляндия) Многие страны теперь рассматривают олимпиаду мегаполисов как очень важную тренировку своих ребят перед следующими международными олимпиадами. Ведущие столицы включили это мероприятие в свой научный график, график тренировки своих сборных. Можно сказать, что мы вошли в предолимпийский цикл — престижные соревнования, на которые приезжают лучшие спортсмены. — Что может измениться в следующем году? — Сейчас мы рассматриваем возможность добавить биологию к перечню предметов олимпиады. Фотографии предоставлены пресс-службой Центра педагогического мастерства