Войти в почту

Если завтра война. Или ураган

А вы готовы выживать в условиях катастрофы? Так чтобы без света, тепла и воды. И программы «Пусть говорят». Когда на вас наступит «послезавтра». Как в одноименном голливудском фильме-катастрофе, где Земля замёрзла, но ушлые янки выжили, греясь сжигаемыми книгами из городской библиотеки (привет Брэдбери и его «451 по Фаренгейту»).

Если завтра война. Или ураган
© Reuters

Если не готовы, то на днях один думский деятель предложил организовать курсы выживания в случае стихийных бедствий. Я так понимаю, не только в школах, но и повсеместно. Обоснование железное: климат, мол, портится, погода непредсказуема и все хуже «в деревне Гадюкино». То снег летом, то лютая стужа, какой не помнят старожилы (а они по большей части вообще ничего не помнят, такой у них удел), то потоп в городе. А вон посмотрите, какой кошмар сейчас в треклятой Америке, где разбушевался очередной ураган, о похождениях которого каждый день не без злорадства, кажется, информирует родной телевизор. А ну как и у нас завтра такое же? А ты, товарищ, готов?

Вообще-то каждый наш обыватель, хотя и живет под лозунгом «Лишь бы не было войны», на самом деле имеет в виду и другой на всякий случай: «А если завтра война?» А в доме ни соли, ни спичек не припасено.

Не говоря уже о тушенке. В банках без этикеток, обмазанных солидолом.

В советское время, помнится, пугали ядерной угрозой со стороны «американской военщины» (а по ту сторону океана пугали такой же угрозой со стороны «советского милитаризма»). Была система гражданской обороны. Которая, поскольку войны не случилось, сгнила в глубоких подвалах-бомбоубежищах, а что не сгнило, то приватизировали и продали.

Помнится, на уроках НВП нас, школьников, учили, как вести себя во время ядерного взрыва.

Причем добрый наш военрук Исаак Наумович, прошедший войну, неизбежно обращал это в известную шутку про «обернуться в белую простыню и ползти по направлению к кладбищу». После чего отпускал мальчиков играть в футбол, а девочек по домам.

Сейчас, слава богу, военной истерии пока нет, а «зажигательные» телевизионные ток-шоу в основном полощут ситуацию на Украине. Однако некоторым нынешняя относительная обывательская расслабленность не дает покоя. Тем более, что «Прогноз погоды», а особенно сюжеты про всякие катаклизмы – едва ли не самая смотрибельная часть телепередач, а 85% наших сограждан таки заметили, что с климатом что-то не то. И, возможно, вообще Армагеддон уже где-то «за углом», чему свидетельств хоть отбавляй, и особо трепетные оные признаки готовы увидеть даже в фильме «Матильда», а мы толком не готовы.

Да и вообще скучное время. Как говорил незабвенный Жванецкий – «большая беда нужна». Что преодолевать сопротивление обстоятельств, времени, пространства, а не волочиться по жизни. Ну и чтоб сплотиться, значит, вокруг того, кого надо.

Раньше после работы желающих делать карьеру в советской системе отправляли на курсы марксизма-ленинизма (или, скажем, «марксистско-ленинской этики», даже такой предмет был). По вечерам. А сейчас можно отправлять на «курсы выживания». Ну, там учить костры разжигать без спичек, воду добывать из воздуха, отличать съедобное в лесу от несъедобного. А заодно – и Родину правильно любить. Вне зависимости от погоды и инвестиционного климата.

Главное же – учиться жить без интернета, соцсетей, пожирающих время и душу, заморских гаджетов и прочих так называемых удобств цивилизации, которые все сплошь придуманы на Западе, чтоб отвлечь нас от духовности и посконности.

Включая теплый сортир. Последнее удобство, впрочем, и сегодня в условиях мирной жизни доступно не всем нашим согражданам. Но они не ропщут. Некогда роптать на холоде-то.

С другой стороны, может, все же есть в предложении думца готовить людей «на случай чего» здравый смысл? Тем более, что услуга данная отчасти востребована и на рынке. То есть за свои деньги. В Москве вы, к примеру, можете найти сразу несколько таких «курсов выживания» в условиях дикой природы. Не знаю, как условий «ядерной зимы», — таких не нашел. Спрос, видимо, есть, поскольку всегда есть люди, которые хотят «испытать себя». Одни лезут в горы, другие отправляются «на сплав» в дикие места, благо их у нас полно, третьи прыгают с парашютом или со скалы с привязанной веревкой (так называемый роуп-джампинг).

Тем, кому не хватает адреналина, современное общество и современные технологии всегда найдут, чем его восполнить.

Нужны ли в таких условиях «добровольно-принудительные» курсы, поставленные на широкую государственную ногу, что отчасти будет означать акцентирование курса на «чрезвычайщину» в противовес «скучной нормальности».

Наш человек, несмотря на относительно вегетарианские времена, по-прежнему в глубине души готов к тому, что жизнь внесет свои коррективы в виде ЧП оттуда, откуда не ждали.

Или, согласно народному поверью, северный пушной зверек всегда готов запрыгнуть тебе на шею.

Основной поставщик «неожиданностей», наряду с природными катаклизмами, как ни крути, все же родное государство. То оно правила поменяет задним числом, то запретит чего-нибудь. Ну и извечное – «от сумы и тюрьмы не зарекайся». Или, как раньше, при советской власти – то одно пропадет, то другое. Что уже тогда воспитало в наших людях повышенную приспособляемость.

Сочетающуюся с умением довольствоваться либо малым комфортом, либо вовсе обходиться без такового. Так что курсы по выживанию в условиях нашего государства мы проходим и проходили регулярно.

И вообще мы – нация транзита, притом, как иногда кажется, военизированного. Иначе зачем нам столько силовиков и охранников. А затем, что мы – в походе.

Посмотреть на иные поселения (не элитные коттеджные поселки, а обычные, особенно в Нечерноземье): по ним создается четкое впечатление, что люди тут не осели надолго, а разбили временный бивуак. А вот когда дойдут до цели, которая есть военная тайна под кодовым названием «образ будущего», то там и осядут. И приведут окружающее пространство в порядок. И сделают так, чтобы красиво и аккуратно. И на века. А пока – на времяночку. И так сойдет.

И такой наш человек уже обладает «повышенной устойчивостью» по сравнению с «избалованным цивилизацией каким-нибудь «западником, особенно «америкосом». Они так даже и воевать норовят в комфортных условиях. И даже на авианосце, находящемся на боевом дежурстве (сам видел), стоят автоматы по продаже охлажденной «колы».

Помню, в одном заповеднике на русском северо-западе (поэтому он там и сохранился, что в заповеднике) видел остатки вполне монументального кинотеатра, построенного немцами, стоявшими там в годы войны. Немцы воевали в большем комфорте, нежели Красная Армия. Ну, и кто кого победил в результате,спрашивается?

Так что не будем огульно, как говорится, охаивать предложение «готовиться на случай чего». Однако заметим, что

помимо подготовки к худшему, в чем видится неизбывная оглядка на трудное прошлое – войну, дефицит, лишения, непредсказуемость жизни, — нашему человеку отнюдь не помешает подготовка к лучшему. А вдруг и оно имеет шанс настать?

Почему не придумать, скажем, курсы по тому, как подготовиться более эффективно и спользой для себя «юзать» нынешние передовые и еще не рожденные, футуристические технологии? Почему, в том числе на уроках в школе, наряду (а может, даже лучше и вместо) уроков «религиоведения» (условно), попахивающих старорежимным «Законом Божьим», не порассуждать с подростками о вопросах биоэтики в свете стремительно развивающихся биотехнологий? Почему не пофантазировать вместе с учителем а лучше с приглашенным ученым,покуда они еще не все перевелись и не уехали, о том, какую профессию «надежнее» выбрать, чтобы тебя лет через 5-10 не заменили роботы-андроиды.

Почему не представить себе общество, где большинство людей вообще будет, строго говоря, ничего не производить, но им надо будет чем-то занять свое обрушившееся на них свободное время?

То есть даже гордиться умением заменить «шаровую» у «Жигулей» или краник отопителя непосредственно на дороге будет не перед кем. Не поймут, в чем «фишка». Почему не попытаться уже сейчас, наряду со «святым» расширением пешеходных зон попытаться спроектировать улицы под движение «самодвижущихся» машин без водителей?

Мы почему-то по-прежнему мысленно в большей степени готовы «учиться прошлому» и худшему — как выживать в условиях войны, тотального дефицита, отсутствия всяческих удобств и не работающей цивилизации. Одако при всей полноте ощущения, что нынешний мир катится в тартарары, все же это «тартарары» не является неизбежным сценарием, будем верить. Возможны ведь и другие, куда более приятные. Зачем же накликать беды, как говорится?

Тем более, что правило «самосбывающихся» пророчеств никто не отменял.

Человеческая жизнь, как ижизнь общества – вариативна. И во многом зависит от того, о чем мы думаем и к чему готовимся.

Хотя, на всякий случай, конечно, лучше научиться в школе считать столбиком. А то вдруг все калькуляторы, не говоря уже о компьютерах,выйдут из строя, и нужно будет подсчитать, как начать человеческую цивилизацию с нуля. Да так, чтобы не повторять ошибок сгинувшей. Унесенной каким-нибудь очередным ураганным ветром. Или человеческой глупостью.