Войти в почту

Человек, который придумывал русский фольклор

О том, как деятельность фольклориста-патриота оставила нестираемый вклад не только в изучение русской культуры, но и в зарубежные гуманитарные науки, рассказывает наш выпуск рубрики «История науки». Возможно, и не стоило бы вспоминать сегодня человека, который родился ровно 210 лет назад. Однако на примере Ивана Петровича Сахарова можно показать, в каком состоянии находилась в начале своего становления отечественная гуманитарная наука – и куда она порой скатывается нынче. Тем более, что наш герой прожил короткую, но бурную жизнь, оставив след в мировой гуманитарной науке, который до сих пор не удается стереть. Иван Петрович Сахаров родился 29 августа (10 сентября по новому стилю) 1807 года в Туле. Воспитание юноша получил самое патриотическое, и впоследствии вспоминал: «Благодарю Господа, что над моею головою не работала ни одна французская тварь. Горжусь, что вокруг меня не было ни одного немецкого бродяги. [...] Мерзенштейны и Скотенберги, заморские бродяги высшего сорта, не появлялись тогда в Туле; я их встретил впервые в Москве». Именно там он закончил духовную семинарию (1830), а затем – медицинский факультет Московского университета (1835). Именно тогда и началось «творчество» Сахарова. Он начал ездить по российским губерниям, собирать фольклор, сказания, обряды, заговоры, предания… И сразу же издавать их. В 1836 году вышли «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков», в трёх томах. Затем — «Путешествие русских людей в чужие земли» (1837), двухтомник песен русского народа (1838—1839), «Писатели Тульской губернии» (1838), «Русские народные сказки» (1841)… «Сказания» пользовались бешеной популярностью. В предисловии к переизданию 1885 года, пишется, что третье прижизненное издание «едва ли можно найти у букиниста даже за 25 рублей, а первый том вообще выкраден из Императорской публичной библиотеки и не пополнен до сих пор». Однако уже при жизни люди подозревать неладное. Уже поэт Аполлон Григорьев в 1854 году заподозрил и прямо обвинил Сахарова в том, что он «редактировал» и «переписывал» сказания, меняя ритм и размер. Впрочем, Сахаров тогда уже начал заболевать и отходить от дел. Конец жизни он провел в своем имении на Валдае и умер 56 лет от роду «от разжижения мозга», А подозрения продолжались. Дальше – больше. Оказалось, что Сахаров в своих публикациях ссылался на рукописи, которых никто не видел – ни до Сахарова, ни после: «Вождь по жизни» – якобы источник «Домостроя», «Рукопись Бельского» и другие. Стало постепенно ясно, что частично Сахаров переделывал публикации других авторов, «подгоняя» фольклор под свое видение, а частично выдумывал сам. В российской фольклористике появились другие сборники, более адекватные, но, к сожалению, сахаровские труды были переведены на английский язык и до сих пор цитируются в англоязычной научной литературе по фольклористике как подлинные тексты русских обрядов и заговоров. Более того, в последнее время появились и отечественные статьи, которые снова цитируют народные заговоры, некритически беря их тексты из Сахаровских изданий, которые снова появились на издательском рынке, в том числе – и как «научные» издания. Именно поэтому завершить хочется снова цитатой из статьи Андрея Топоркова «Русский волк-оборотень и его английские жертвы»: «Область народных поверий, обрядов и особенно колдовства и “чернокнижия” всегда привлекала не только ученых, но и разного рода дилетантов и даже шарлатанов. В этом смысле современная ситуация на издательском рынке мало чем отличается от того времени, когда печатали свои книги И.П. Сахаров и М. Забылин. Наше время во многом возвращается к ситуации донаучной фольклористики второй четверти XIX в. Несколько заостряя ситуацию, можно сказать, что если критериев научной критики текста в 1830—1840-е гг. еще не существовало, то теперь они уже практически позабыты». Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.

Человек, который придумывал русский фольклор
© Индикатор