Войти в почту

Не летят ракеты. Встанет ли на крыло нижегородский флот?

Как в воду канули В советские времена скоростные «Ракеты», «Метеоры» и «Восходы» были визитной карточкой Нижнего Новгорода. Они курсировали и до соседних Казани и Ярославля, и до Городца и Мурома. Но затем детища горьковского инженера Ростислава Алексеева свою популярность потеряли. В 1990-е стране было не до проблем пассажирского речного транспорта. А в нулевых «окрылённые» суда из-за роста цен на дизельное топливо и дороговизны обслуживания проиграли конкуренцию наземному транспорту. И тем не менее на родине Ростислава Алексеева многие по-прежнему верят, что «крылатый» флот вновь станет востребованным. Космические названия и космические скорости 25 августа исполнилось 60 лет с тех пор как первое в истории советского кораблестроения судно на подводных крыльях, «Ракета-1», совершило путешествие. В конце лета 1957 года детище Ростислава Алексеева прошло по маршруту Горький – Казань. Пассажирское судно показало скорость, в которую отказались верить специалисты: расстояние в 420 км «Ракета» преодолела чуть более чем за 7 часов! Очень скоро «Ракеты» стали едва ли не самыми популярными судами, которые можно было увидеть на Волге. А спустя годы на водные просторы Советского Союза ворвались и более современные «Метеоры» и «Восходы», на которых за несколько часов можно было домчаться в Казань, Кострому, Ярославль, Рыбинск. Курсировали крылатые суда и на малые расстояния: Горький – Муром, Горький - Городец, Горький – Лысково. При этом билеты на «космические корабли» были не намного дороже, чем на автобус. Суда на подводных крыльях стали будущим, которое оказалось доступным любому советскому человеку. Но с исчезновением Союза для «Ракет» и «Метеоров» настали нелёгкие времена. Цены на топливо, а значит и на билеты, росли. Денег на обслуживание тоже выделялось всё меньше. Строительство новых судов прекратили. В 1990-е и начале нулевых на волжских причалах ещё можно было увидеть пришвартованные «Ракеты» и «Метеоры», к 2010-м годам крылатый флот с Волги полностью исчез. Туристам интересно, просто пассажирам - нет Но в последние годы интерес к окрылённым судам появился снова. Туристические фирмы заинтересовались возможностью устраивать речные прогулки не только на многопалубных судах, но и на скоростных «Метеорах» (вмещают до 120 человек). Особенно востребованным это оказалось в северной столице, где «Метеоры» постоянно курсируют по маршруту Санкт-Петербург – Петергоф. Но вот на Волге турперевозки на СПК популярностью не пользовались, и пущенный было маршрут Нижний Новгород – Ярославль вскоре пришлось отменить. Увы, пока турфирмы не видят возможности возродить волжский «крылатый» флот. «Поток туристов, стремящихся попасть из Санкт-Петербурга в Петергоф, очень велик, поэтому поездки на «Метеорах», позволяя добраться до пункта назначения за полчаса, минуя пробки, себя полностью оправдывают, – объясняет коммерческий директор компании, занятой речными перевозками, Андрей Смолин. -В Нижнем Новгороде это будет нерентабельно, потому что до близлежащих городов - Казани, Костромы, Ярославля - намного дешевле добираться автотранспортом или поездом. К тому же, в Нижнем очень популярны двух-трёхдневные прогулки на больших комфортабельных теплоходах, конкуренцию с которыми «Метеоры» не выдержат». Нерентабельным «крылатые» суда, в первую очередь, делает цена билетов. Так, поездка от Петербурга до Петергофа и обратно обойдется вам в 1200 руб. И если туристы готовы выкладывать такие деньги, то люди, едущие в соседнюю область по делам, - точно нет. А цена литра дизельного топлива в России уже перевалила за 30 руб. При таких раскладах для широких масс водный транспорт доступным в ближайшие десятилетия точно не станет. Дело государственной важности И всё же есть надежда, что нижегородский флот встанет на крыло. Производство СПК на российских заводах в последние годы возобновилось. На верфях в Рыбинске снова строят «Кометы» - морские суда, которые до сих пор пользуются большой популярностью за рубежом – в Турции, Греции и некоторых других странах. А весной на воду было спущено экспериментальное речное судно «Валдай». Причём произведён «Валдай» был в Чкаловске. Уникальность этого проекта - в том, что «крылатый» речной трамвайчик вместимостью 45 человек способен курсировать по Волге и заходить в менее глубокие реки. Боевое крещение «Валдай» должен пройти следующим летом в Санкт-Петербурге во время матчей чемпионата мира-2018. Логично предположить, что во время мундиаля «Валдай» вполне мог бы оседлать волну и на Волге. Но, по словам ведущего инженера-конструктора ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева Татьяны Алексеевой, правительство Нижегородской области от идеи использования нового судна отказалось. Дочь легендарного конструктора убеждена, что СПК по-прежнему могут быть востребованы нижегородцами в качестве туристического и повседневного речного транспорта. Но взяться за возрождение крылатых судов должны не туроператоры, а региональные власти.

Не летят ракеты. Встанет ли на крыло нижегородский флот?
© АиФ Нижний Новгород