Взвешивать, но не взбалтывать
Владельцы грузовиков жалуются на необоснованные штрафы за перевес Грузоперевозчики Нижегородской области пожаловались губернатору на автоматизированную систему весового контроля, которую в рамках государственно-частного партнерства установил на нижегородских трассах «Ростелеком». Владельцы фур, получившие большие штрафы за превышение допустимой нагрузки на ось, говорят, что система работает некорректно, и требуют ее модернизировать. Общая сумма начисленных штрафов составила около 1 млрд руб. Региональные власти готовы пойти навстречу перевозчикам, а в «Ростелекоме» говорят, что переоборудование системы потребует дополнительных средств. Письмо за подписью трех десятков грузоперевозчиков (копия имеется в распоряжении „Ъ“) было направлено в адрес областного правительства и федерального Минтранса. Подписанты пожаловались, что в регионе сложилась «безвыходная ситуация», из-за которой «добросовестные предприниматели и предприятия… вынуждены прекращать свою деятельность в связи с грядущим банкротством». По данным перевозчиков, банкротства им грозят из-за штрафов, которые накладывает госавтоинспекция на владельцев грузовиков, у которых превышен допустимый вес. «Размеры штрафов варьируются от 150 тыс. до 400 тыс. руб. и более, приходят регулярно. В настоящее время у каждого собственника сумма накопленных штрафов составляет 1 млн руб. Есть собственники, у которых суммы штрафов достигли 6 млн руб.», — указали участники рынка в письме. В целом же, по словам уполномоченного по правам предпринимателей Павла Солодкого, к которому обратились грузоперевозчики, с начала года сумма выписанных штрафов за перегруз только в Нижегородской области достигла 1 млрд руб. Как полагают перевозчики, штрафы им выписывают незаконно, а виновата в этом система автоматизированного весогабаритного контроля, которую по концессионному соглашению установил на территории Нижегородской области «Ростелеком». В частности, как отмечает один из совладельцев ООО «БАС» (занимается перевозкой светлых нефтепродуктов для «Лукойл-Волганефтепродукт») Антон Киреев, штрафы носят случайный характер, хотя автомобили компании ежедневно проходят по одному маршруту. «Мы готовились к установке автоматизированной системы весогабаритного контроля, консультировались со специалистами и с заказчиком, полностью заменили парк бензовозов. Сначала все работало хорошо, и вдруг в конце мая нам пришло несколько штрафов за перегруз по 150 тыс. руб. Мы штрафы сразу оплатили со скидкой в 50% и пошли в суды», — рассказал господин Киреев. Суды в исках отказали, сославшись на то, что система весогабаритного контроля сертифицирована и исправна. Компания, обжалуя отказы в Верховном суде, обращает внимание на то, что объем заправки бензовозов и их вес всегда одинаковый, однако штрафы приходят лишь в некоторых случаях. По жалобам перевозчиков свою проверку провела Торгово-промышленная палата Нижегородской области. Как рассказал гендиректор ТПП Дмитрий Краснов, в июле они провели независимую экспертизу работы пунктов автоматизированного весогабаритного контроля в Балахнинском и Семеновском районах. За испытаниями следила комиссия из экспертов ТПП, представителей ГИБДД, центра безопасности дорожного движения Нижегородской области, депутатов областного заксобрания и компаний-перевозчиков. В результате выяснилось, что система работает исправно, а проблема возникает из-за того, что дальнобойщики притормаживают при переезде пунктов весового контроля. «Нам сказали: так пусть водители не тормозят. Но как они могут не тормозить, если там искусственная неровность? Получается, что пункты работают некорректно», — отметил господин Краснов. К таким же выводам пришли и грузоперевозчики. В коллективном обращении говорится, что большинство штрафов пришли владельцам цистерн для перевозки жидких грузов, центр тяжести которых смещается в процессе движения, изменения скорости или заезде на датчики. Именно поэтому в международной практике измерение давления на ось грузовика, перевозящего жидкости, измеряется только в стационарном положении, причем дается время на то, чтобы жидкий груз в цистерне успокоился, рассказал директор «Трансдорстроя» Сергей Потемкин. В целом перевозчики считают незаконным наложение штрафов только по показателям пунктов контроля, полагая, что результаты измерения нагрузки на ось в движении являются предварительными и скорее основанием для взвешивания, а не его итогом. Решением этой проблемы могла бы стать система, которая уже применяется в Татарстане. Там при фиксации перевеса на рамке контрольного пункта загорается световой сигнал, который сообщает дальнобойщику о перегрузе. Тогда водитель грузовика может съехать на находящуюся рядом площадку с «контрольными весами» и уточнить вес груза в неподвижном состоянии. Губернатор Валерий Шанцев сообщил, что система весогабаритного контроля в Нижегородской области соответствует законодательству, но назвал «разумным» требование оснастить ее оборудованием, которое сигнализировало бы водителям фур о перевесе. «Если машина идет с перегрузом, водитель должен узнавать об этом сразу, а не через месяц. Мы попросим разработчиков внести эту поправку в проект, потому что тоже заинтересованы в том, чтобы был наведен порядок. По сути, система работает, но если возникают такие коллизии, надо проект дорабатывать», — отметил губернатор. В «Ростелекоме» сообщили, что компания не может в рамках действующего соглашения о ГЧП модернизировать существующие в регионе пункты весового контроля. Это связано с тем, что в документе указан фиксированный максимальный объем инвестиций, а получение концессионных платежей не предусмотрено. Если правительству области интересна идея модернизации существующих постов весового контроля, то ПАО «Ростелеком» готово рассмотреть данный вопрос, добавили в пресс-службе компании. В «Ростелекоме» также отметили, что аналогичные системы внедрялись в других регионах. «Все комплексы идентичны: они зарегистрированы как средство измерения в Росреестре и специальным светосигнальным оборудованием и площадками не оборудованы», — сообщили в компании, заверив, что ежемесячно проверяют исправность измерительного оборудования автоматизированных пунктов, а также дорожного полотна. Анна Павлова