Автономное. Бесплатное. Такси
Станет ли такси... бесплатным? Эксперты CNN рассказали о будущем автономного транспорта. Телеканал опубликовал сюжет о перспективах распространения самоуправляемых автомобилей. Утверждается, что радикальное снижение цен на перевозки приведет к тому, что в некоторых случаях такси может вообще стать бесплатным. Насколько это реалистично и кому нужны пассажиры, которые не платят? Нью-Йорк, две тысячи двадцать какой-то год. Открываете приложение, чтобы вызвать такси в любимый ресторан. Программа сообщает, сколько будет стоить поездка и добавляет: «Вы можете поехать в другой ресторан, но тогда такси будет бесплатным». Такую перспективу CNN описал Крис Андерсон, автор книги «Бесплатно: будущее радикальной цены». Оплачивает поездку тот самый другой ресторан, которому выгодно отобрать посетителя у конкурента. А с удешевлением перевозок, неизбежным при переходе к самоуправляемым автомобилям, такая практика может стать массовой. Правда, близость такого будущего пока под вопросом, считает эксперт межрегионального объединения «Город и транспорт» Владимир Валдин. Владимир Валдин эксперт межрегионального объединения «Город и транспорт» «На дороге возможно все. Поэтому без человека-оператора очень долго будет не обойтись. Потому что человек представляет собой существо аналогового мышления, которое анализирует ситуацию как непрерывное пространство. А робот — это существо цифровое. Какая бы ни была совершенная цифра, всегда между этими квантиками записи может найтись что-то, чего там не учтено. Поэтому, заявлять, что такси станет бесплатным, потому что появятся автоматические автомобили, — это то же самое, что заявлять, что такси станет бесплатным и транспорт вообще не будет нужен, потому что завтра будет телепорт». Однако скорость прогресса в области автономного транспорта сложно переоценить. Уже сейчас сотрудники одного из подразделений General Motors в Сан-Франциско могут вызывать бесплатные самоуправляемые такси. Правда, пока со страхующим водителем. Аналогичные прототипы тестируют едва ли не все крупнейшие автопроизводители, а дальше вопрос издержек: по своей сути бесплатное такси до ресторана не сильно отличается от бесплатного автобуса до торгового центра. Александр Литреев директор Студии Александра Литреева «Картинка может, на первый взгляд, показаться немного футуристичной, но на самом деле это — реальное будущее. Удешевление стоимости услуг такси действительно будет иметь место быть, поскольку услуги водителей больше не будут требоваться. Возможно, компании, которые будут заинтересованы в том, чтобы их клиенты приезжали на бесплатном такси, будут оплачивать, компенсировать стоимость топлива либо стоимость электроэнергии, которая будет затрачена на доставку клиента на точку обслуживания. А так, в принципе, как массовый сервис, например, Uber, который будет работать бесплатно, я сильно сомневаюсь, что такое возможно в обозримом будущем». Но даже такой прогноз может оказаться слишком консервативным. По оценкам компании ARK Invest, с появлением автономных такси тарифы на перевозки в США могут упасть с нескольких долларов за милю до 35 центов. Это сравнимо со стоимостью рекламы на YouTube — показ ролика стоит от 10 до 30 центов. Если пассажиру каждую милю показывать по два-три видео, можно будет не только отбить амортизацию самоуправляемой машины, но и получить прибыль на бесплатной, в сущности, услуге. С одной стороны, не очень хочется ехать под гвалт рекламных роликов. С другой стороны — это же бесплатно!