Войти в почту

Россия - родина трамваев

22 августа (3 сентября по новому стилю) 1880 года на углу Дегтярного переулка и Болотной улицы в Санкт-Петербурге происходило нечто необыкновенное. По рельсам двигалось нечто, похожее на вагон конки – но без лошадей. Так начались испытания первого в России трамвая, сконструированного инженером Федором Пироцким. Об этом рассказывает наш сегодняшний выпуск рубрики «История науки». Путь жизни Федора Аполлоновича Пироцкого, казалось, был предначертан заранее. Он родился в Полтавской губернии в семье штабс-врача и должен был стать кадровым военным. Учился в Михайловской артиллерийской академии – и там же увлекся электричеством, а став артиллеристом, отправился служить в Киев. Именно там произошла встреча, определившая дальнейшую жизнь Федора. Он познакомился с одним из изобретателей электрической лампочки, Павлом Яблочковым. Друзья часто прогуливались по Владимирскому спуску и обсуждали главную проблему того времени: лошади и пробки. Ну и, конечно, то, что города будущего утонут в навозе. «Если цивилизация будет развиваться по нынешнему пути, в городах невозможно будет жить. Посмотрите, телег и карет нужно все больше. За лошадьми и сейчас не успевают убирать. С мостовыми проблема – даже гранитное покрытие истирается подковами и железными ободьями… К этой мрачной картине могу добавить темноту… Полагаю, спасение – в электричестве, точнее – в электрической тяге». Так соединение удручающих городских картинок с беседами об электричестве с одним из выдающихся деятелей в области электричества в России и подтолкнуло Федора к созданию городского электрического транспорта. По возвращению в Петербург Пироцкий сумел внятно описать свою идею и в 1874 году получить десятилетнюю привилегию (патент) на электродвижущийся вагон. Два года спустя он сделал первый подробный проект передачи электричества на большие расстояния и одновременно организовал пробную дорогу в Сестрорецке – «двухверстовый рельсовый путь». Первый в мире трамвай тестировался на Миллеровской железной дороге. В этом пути электричество шло по рельсам. Один рельс был «фазой», другой – «землей», источником тока был первый пригодный для промышленного применения электрогенератор, так называемый генератор Грамма, названный по имени своего изобретателя, бельгийца Зеноба Теофиля Грамма. Так что конструктивно первый транспорт Пироцкого скорее напоминал наземное метро. Но только в 1880 году удалось перейти к испытаниям в городе. Пироцкий добился того, чтобы в Петербурге построили мини-электростанцию рядом с линией будущего трамвая и все лето работал над будущим вагоном. За основу был взят вагон конки, под днищем к раме привешивался электродвигатель и редуктор передачи вращательного момента на колеса. А 3 сентября по новому стилю случилось то, что новосозданный журнал «Электричество» описывал именно так: «22-го сего августа (1880 г.) в 12 часов дня на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, в первый раз в России двинут вагон электрическою силою тока, идущего по рельсам, по которым катятся колеса вагона. Динамоэлектрическая машина подвешена к вагону снизу. В присутствии Управления 2-го Общества конно-железных дорог пробное движение вагона электрическим способом назначено на 1 сентября в 11 часов утра». Весь сентябрь Пироцкий катал петербуржцев на трамвае, несмотря на прямые протесты владельцев конок. А вот на дальнейшее развитие своего детища денег у Пироцкого не хватило, инвесторов в России не нашлось. Зато считается, что именно на проект Пироцкого ориентировался инженер Карл Сименс, который изучал чертежи изобретателя и встречался с ним, а в 1881 году начался выпуск трамваев Сименса, очень похожих на трамвай Пироцкого. Впрочем, сам Пироцкий успел сделать важное дело для развития электричества в России. В 1881 году он проложил подземную линию, по которой передал электроэнергию от пушечной мастерской до Технической артиллерийской школы. Успех этого проекта подтолкнул власти Санкт-Петербурга к строительству центральной электростанции. Так что и к центральному электроснабжению в России наш герой, проживший всего-то 53 года, тоже приложил свой талант. Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.

Россия - родина трамваев
© Индикатор