Экспорт российских автомобилей требует государственной поддержки

Почти половина всех мировых автоконцернов работает вполсилы. Продажи растут, но недостаточно быстро для полной загрузки производств. Спасение для России – расширение экспорта. Минэкономразвития собирается упростить работу иностранных компаний в нашей стране. Собирать выгоднее – в России, а продавать – за рубежом. Предложение Минэкономразвития: убрать стоимость ввозимых запчастей из конечной цены автомобилей, поставляемых на экспорт – одна из мер, которые сделают эту схему более эффективной. Решение может быть принято уже к середине осени этого года. "Цели, которые ставит перед собой Минэкономразвития, достаточно амбициозные. Текущий уровень экспорта всё ещё небольшой", — поясняет Иван Бончев, управляющий партнёр EURussia Partners. Самые большие затраты – запчасти, которые всё ещё находят на неудовлетворительном уровне локализации. По разным причинам. Основная – объёмы, которые не могут потянуть крупные производства в РФ. Сейчас экспорт автомобилей из России в плюсе. Только за первые полгода 2017-го за границу продано 24 тысячи легковых автомобилей — на 61 процент больше, чем в 2016-ом. По маркам – лидирует "Шкода", на неё приходится половина поставок. Дальше – "Лада" с долей в 23 процента. Третье место делят "Рено" и "Хёнде", занимающие по пять с половиной процентов рынка. Также в этом списке "Ниссан" и "Фольксваген". В потенциале поправок Минэкономразвития производители не сомневаются. По их оценке, сегодняшняя формула расчёта локализации давно устарела. "Российское Правительство может делать больше для стимулирования экспорта. Рынку необходим баланс между импортом и экспортом. Сейчас нам приходиться ввозить некоторые запчасти, которые мы устанавливаем в экспортные автомобили. Например, двигатели для ряда моделей", — отмечает Маркус Озегович, генеральный директор "Фольксваген Груп Рус". Экспорт необходимо развивать. Но при условии баланса на рынке. Только так будет возможно сглаживать колебания валют и наладить систему стабильных поставок автозапчастей. Иномарки российской сборки в основном едут в Чехию. На её счету 50 процентов всего экспорта за первое полугодие 2017-го – это около 12 тысяч машин. На втором месте – Украина, при этом объём поставок в Киев уже в разы меньше – порядка двух с половиной тысяч автомобилей. Почти две тысячи отправили в Латвию, ещё по тысяче – в Венгрию и Ливан. По моделям – в топе оказались кроссовер "Шкода Йети", внедорожник Лада 4х4 и "Рено Дастер". Основные заводы, с которых выходят эти машины, расположены в Нижнем Новгороде, Тольятти, Калуге и Москве. Горизонт потенциальных поставок – гораздо шире. Здесь не только Европа. Россия нацелена на Африку, Южную и Северную Америку, на ряд азиатских стран и даже Австралию. Чтобы покрыть расходы на логистику, нужна госпрограмма поддержки. "Одна из самых интересных для нас мер, эффективных — компенсация части затрат на транспортировку. Что нужно сделать со стороны Правительства — создать зоны свободной торговли с основными экспортными странами. Не секрет, что только 1% экспортных рынков доступен для РФ. И снятие торговых барьеров — это приоритет", — уверена Мария Переяславцева, директор по развитию бизнеса и экспорту Renault Россия. Обеспечить спрос и интеграцию российских предприятий в глобальную систему поставок – значит дать ту стабильность, которая необходима для развития и защиты отечественного автопрома. Как говорят эксперты, экспорт нужен, чтобы загрузить российские заводы. Сейчас суммарно на них можно собирать свыше трёх миллионов машин в год. При том, что реализуется порядка полутора миллионов. Говорить о полной загрузке предприятий пока рано, но продавать больше – свыше двух миллионов машин — вполне возможно. Задачи не такие простые. Особенно, если посмотреть на прежние цифры. До кризиса 2008-го года – объём автоэкспорта из нашей страны вдвое превышал итоги прошлого года. Тогда — почти 190 тысяч автомобилей, сегодня – 85. Отсюда сомнения аналитиков по выполнению плана властей. Некоторые называют цели по автоэкспорту завышенными и недостижимыми. Но рост уровня локализации, реализация программ поддержки и снижение стоимости производства – те шаги, которые позволят России набрать скорость и обогнать конкурентов.