«В широком смысле Кирилл Серебренников получал эти деньги от Запада»
Непримиримые идеологические споры вспыхнули вокруг режиссеров Серебренникова и Учителя, актера Пашинина и даже вокруг безвременного ушедшего из жизни пианиста Когана. С чем связано такое внезапное обострение политических дискуссий среди представителей культуры и интеллигенции? Деятели культуры как будто и не уходили в отпуск в этом месяце – весь август они вели упорные идеологические бои между собой или с политиками. Поводами стали война в Донбассе, фильм «Матильда», русофобия и даже смерть скрипача Дмитрия Когана. В ночь на четверг в Петербурге неизвестные забросали коктейлями Молотова студию режиссера Алексея Учителя. Режиссер после этого официально попросил спецслужбы и полицию обеспечить безопасность кинотеатров, вскоре начинающих показывать его «Матильду». Накануне вечером другой кинорежиссер – Виктор Мережко признался в интервью «Комсомолке», что он приходится крестным отцом актеру Анатолию Пашинину. Тому самому, что ранее объявил о поступлении добровольцем в 8-й отдельный батальон «Аратта» вооруженных сил Украины и теперь «ловит кайф», сражаясь с русскими. «Подонок, предатель, мразь» - так отозвался Мережко про своего крестного сына и предсказал Пашинину смерть от пули снайпера. В тот же вечер полемика в Рунете вспыхнула вокруг гибели от рака скрипача Дмитрия Когана. Заместитель главного редактора радио «Эхо Москвы» Владимир Варфоломеев обнародовал у себя в Фейсбуке пост, в котором поместил фотографию Когана в черной рамке, а далее - вместо выражения скорби по поводу ухода из жизни 38-летнего знаменитого музыканта - скрупулезно собрал и поставил в упрек покойнику его участие в политике. А именно: партбилет «Единой России» и даже недавнее избрание в московский горком этой партии, статус доверенного лица кандидата в президенты Путина в 12-м году, вступление в Общественный совет Минкультуры и концерт в Крыму в 2014 году. «То, что заявили насчет Когана – это оскорбительно, - сказал Виктор Мережко газете ВЗГЛЯД. - А вот все, что касается Серебренникова? Если там есть воровство, то пусть следственные органы посмотрят. Если нет, то пусть отпустят парня». Режиссер заявил, что в политических спорах старается занимать нейтральную позицию, поскольку считает себя русским интеллигентом. В то же время он убежден, что подобные дискуссии не связаны с вялой и скучной политической жизнью. По его словам, кино – это не только искусство, сколько идеология. И поэтому считает великим именно советское кино. А сейчас, убежден он, «государство не занимается культурой и в этом главная проблема». К сожалению, без искусства, без духовности государство может сильно хромать, подчеркнул Мережко. «При помощи кинематографа можно воспитывать людей. Это то, что делают американцы. Они при помощи кино завоевали мир. Наше государство отстраняется, пускает искусство на самотек. Я не говорю, что нужна жесткая политическая цензура, но нужна определенная нравственная цензура. Когда я впервые сказал об этом, меня тут же стали поносить», - напомнил Мережко. Напомним, параллельно в блогосфере и в прессе в августе продолжались ссоры вокруг фигур двух других режиссеров. А именно – по поводу ареста театрального режиссера Кирилла Серебренникова, заподозренного в мошенничестве, и выхода режиссера Никиты Михалкова из состава Фонда Кино – в знак протеста против политики «латентной русофобии» вошедшей недавно в состав Фонда пресс-секретаря главы правительства, замглавы аппарата правительства Натальи Тимаковой. В отличие от режиссера, политологи считают, что во внутренней политике, например, в партийной жизни конкуренция в России снизилась, - и именно по этой причине идеологическая борьба за умы россиян переместилась на площадку культуры. Бывший депутат Госдумы, директор Института политических исследований Сергей Марков полагает, что острая дискуссия связана с приближением президентских выборов. Он пояснил, что политическая борьба все меньше связана с экономическими интересами, а все больше с культурной идентичностью. «Это происходит во всем мире. Политическая борьба в сфере культуры становится все более важной на политических площадках. А в России это усиливается еще и тем, что борьба на политических площадках во многом деградировала. Оппозиционные партии по ключевым вопросам стали союзниками партии власти», - подытожил Сергей Марков, поэтому борьба перемещается на иные поля. В России мало популярных инженеров и ученых, к крупным бизнесменам отношение тоже неоднозначное, «поэтому фигуры из культуры являются очень привлекательными с точки зрения предвыборной конкуренции». «Всем понятно, что Владимир Путин уверенно побеждает в марте. Но это не значит, что избирательной кампании не будет. Серьезная борьба развернется вокруг проблемы легитимности выборов, то есть честно он победил или нечестно. По его словам, с точки зрения легитимности выборов начинается противостояние Кремля и НАТО в широком смысле этого слова. «Здесь очень важной будет позиция деятелей культуры. Позиция эта во многом определяется деньгами. У артистов была высокая степень продажности во многих странах и во многие времена. И она во многом осталась. Поэтому конфликты концентрируются вокруг этих денег. Причем страны НАТО не могут напрямую финансировать этих деятелей, поэтому финансируют их косвенно. В широком смысле Кирилл Серебренников получал эти деньги от Запада, поскольку через своих агентов влияния западная коалиция добивалась того, чтобы деньги госбюджета в массовом объеме поступали на проекты, которые носят ярко выраженный антироссийский характер», - говорит политолог. Марков констатирует, что наступающей стороной здесь оказался Запад, который «через своих агентов влияния пытается установить контроль над финансовыми потоками, имеющими отношение к культуре», и чтобы «в решающий момент зависящие финансово от Запада деятели культуры выступили против легитимности выборов». «Те деятели, которые выступают, условно говоря, на стороне Путина и власти, сопротивляются этому процессу. С этим и связан демарш Никиты Михалкова», - полагает Марков.