Войти в почту

Воспоминания о развитии: положение Skoda после падения коммунистического режима

До того, как нацисты вошли строевым шагом в Чехословакию в 1938 году, до того, как в Чехословакии воцарился менее жестокий, но гораздо более тоталитарный режим, эта страна, имеющая форму угря, была наиболее активной и динамичной индустриальной державой в Центральной Европе. Skoda Works, компания, основанная в Западной Богемии в 1859 году, являлась «двигателем» Чехословакии и была одной из лучших инжиниринговых компаний, конкурирующей с лучшими немецкими и американскими компаниями того времени. Тогда General Electic, Siemens и Krupp были ее коллегами по цеху и не превосходили по техническим возможностям. Автомобили марки Skoda весьма часто встречались на дорогах Европы в межвоенный период. Чехословакия пробуждается от 40-летнего социалистического кошмара. Skoda, изношенная годами управленческой бездарности и халатности, теперь считается великой компанией только по скромным стандартам Восточной Европы. Она стала московским привилегированным поставщиком станков, турбин, котлов, генераторов, локомотивов и другого инвентаря тяжелой промышленности. Пока компания постепенно отстает от своих коллег на Западе, ее традиции и остатки былого величия сохраняются. Сегодня Шкода на деле представляет собой две отдельные компании. Автомобильное производство, начатое в 1905 году как первый Центрально-Европейский завод для сборки автомобилей, было отколото от технического производства в 1950-ые годы. Товарооборот взятых вместе двух производств достигал примерно 20 миллиардов чешских крон ($1,25 миллиарда по официальному курсу) в прошлом году, что делает ее крупнейшей промышленной компанией в Восточной Европе. Автозавод, ржавеющая громадина, находящаяся в чешском городе Млада-Болеслав в 30 км от Праги, представляет собой самую больную часть Skoda. Последние 20 лет он работал скорее не как автомобильный завод, а как советский ГУЛАГ. Около 1600 заключенных, в основном осужденных за незначительные преступления, принудительно там работали. Каждое утро в сопровождении вооруженных охранников они доставлялись на завод и помещались в производственное помещение, в так называемую стальную клетку, использующуюся для укрощения цирковых животных. В первый день нового года президент Чехии Вацлав Гавел, являющийся бывшим политзаключенным, отбывающим принудительные работы на чешской фабрике, объявил амнистию. Заключенные на Skoda – 10% рабочей силы завода – были отпущены. Для того, чтобы сборочный конвейер продолжал работать, 500 чешских солдат отправились на работу в устаревший производственный цех, преисподнюю машинного века, изрыгающую копоть и жир. Замена заключенных на солдат показывает, насколько важно дальнейшее функционирование Skoda для чешской экономики, а также насколько опасно подобное состояние Восточно-Европейской промышленности, когда образцово-показательный завод работает всего на 60% мощности от уровня годом ранее и накапливает убытки в размере 200 млн чешских крон в месяц. Автомобильный завод выпускает лишь одну модель эконом-класса, четырехцилиндровый Favorit, который доступен только в четырехдверной конфигурации. Двадцать лет назад Skoda пыталась расширить и улучшить свою модельную линию, но Советский союз, опасающийся, что улучшенная Skoda, вероятно, будет превосходить по классу их собственные автомобили, практиковал примитивную форму протекционизма: он просто приказал полностью прекратить разработку новых автомобилей. Модель Favorit, представленная в Восточной Европе в прошлом году, базируется на дизайне Bertone, уважаемой итальянской компании, специализирующейся на разработке дизайна автомобилей. К тому времени, когда чешские бюрократы завершили свои изменения, внешней и инженерной привлекательности у Favorit осталось не больше, чем у пачки сигарет. В Западной Европе он продавался по цене в $6500 теми немногими, которые покупали Skoda просто потому, что это была самая дешевая машина в продаже. Может ли Skoda выбраться из ямы? До тех пор, пока автомобильное производство продолжает работать, единственная надежда для него — что западные автопроизводители примут в нем участие, говорит член руководства компании Ян Данхелка. Некоторые из них уже приняли предложение, включая Volkswagen, Renault и General Motors. Но Восточная Европа завалена почти дюжиной мелких, неэффективных автозаводов, гоняющихся за западными деньгами. Skoda, с высокими производственными затратами и низкими объемами производства, выглядит как пустое место. Судьба погрязшего в долгах технического производства Skoda выглядит ярче, только если его с чем-то сравнивать. Заводы огорожены высокими цементными стенами и расположены недалеко от центра города Пльзень, славящегося скорее своим пивом, нежели производством. Коммунистическая партия, стоявшая во главе Skoda, недавно была смещена. Новая группа компетентных топ-менеджеров, возглавляемая коммерческим директором Ярославом Мештанеком, работает над тем, чтобы предотвратить крах компании. Эта задача – точно не из легких. Новое руководство не имеет четкого представления об инвентаризации завода, инвестициях или уровне государственного субсидирования. Мештанек предполагает, что потребуется около $125 млн долларов внешних инвестиций для того, чтобы провести модернизацию и ремонтные работы, требующиеся для поднятия продукции на западный уровень. Часть имущества Skoda уже невозможно спасти. Энергетический бизнес, история которого началась в блеске сталинской славы, сейчас в основном простаивает из-за неопределенности по поводу безопасности реакторов. Они построены согласно советским техническим параметрам — слабое место продаж со времен Чернобыля. Большинство заказов из Восточной Европы были отменены. Сборочный цех Skoda забит наполовину собранными реакторами. Двое мужчин, надев горнолыжные очки, используют электросварочные аппараты, чтобы прикрепить стальные трубы к внутренней оболочке. Это сцена прямиком из кинохроники 1930-х годов. Skoda, в соответствии с советскими принципами, стала промышленно самодостаточной в абсурдных масштабах. Она делает все сама, от выплавки собственной стали до генерации собственной электроэнергии. Неэффективность порождается на каждом этапе процесса. Этой громоздкой организации будет трудно сократить расходы, не уволив тысячи работников. Мештанек утверждает, что он разговаривал с Siemens, компанией ACEA Brown Boveri и General Electric. Все заинтересованы в расширении торговых связей, особенно в производстве паровых турбин, причем больше всего предложение заинтересовало General Electric. Но согласно официальному отчету Skoda, представители Запада опасаются какого-либо активного вмешательства, включая посредничество, из-за неуверенности в шатком финансовом положении Skoda. Куда же в таком случае идти компании? Ярослав Мештанек говорит смело: «Актуальной целью является получение прибыли». Но как добиться этого в мире, где прибыль считалась не только излишней, но на самом деле была злом? Перевод Екатерины Курило Читайте также Специальный проект «Forbes 100 лет»

Воспоминания о развитии: положение Skoda после падения коммунистического режима
© Forbes.ru