Лукойл дистанцируется от своего трейдера

ЛУКОЙЛ задумался о продаже одного из своих крупных зарубежных активов — экспортера нефти и нефтепродуктов Litasco. Содержать его стало непомерно дорого, отмечают в нефтекомпании, отрицая влияние санкций на работу актива. Эксперты считают, что ЛУКОЙЛ сможет выиграть от сделки, так как продажа Litasco откроет возможности для получения выгодных предложений от других трейдеров.

ЛУКОЙЛ на фоне санкций думает о продаже Litasco
© Станислав Залесов / Коммерсантъ

ЛУКОЙЛ к концу ноября может принять решение о продаже принадлежащего ему нефтетрейдера Litasco, сообщил журналистам глава компании Вагит Алекперов. По его словам, это может произойти в рамках оптимизации и реструктуризации зарубежных активов ЛУКОЙЛа. «Litasco сегодня у нас непрофильный актив, потому что уже больше половины товара идет от третьих лиц. Поэтому сегодня большие оборотные средства требуются. И мы рассматриваем вариант, чтобы дистанцировать этот актив за пределы группы»,— пояснил господин Алекперов. Он уточнил, что для компании «уже обременительно иметь такую большую торговую организацию».

При этом глава ЛУКОЙЛа заверил, что продажа Litasco не связана с ужесточением мер против России со стороны США. «Я бы не сказал, что это связано с санкциями, хотя нашей компании достаточно сложно привлекать внешнее финансирование, а торговые операции требуют достаточно большого оборотного капитала»,— сказал Вагит Алекперов. От западных санкций уже пострадал итальянский банк Intesa, выдавший кредит покупателям пакета в 19,5% «Роснефти» — Glencore и суверенному фонду Катара (QIA). Intesa пока так и не смог синдицировать кредит. В то же время на ЛУКОЙЛ финансовые санкции, которые могли бы затруднить работу Litasco, не распространяются, только секторальные (работы в Арктике, на шельфе и со сланцевой нефтью).

Litasco был основан в 2000 году в Швейцарии как эксклюзивный экспортный трейдер нефти и нефтепродуктов ЛУКОЙЛа, поставщик на его зарубежные НПЗ. Центральный офис структуры в Женеве, компания представлена в Германии, Казахстане, Сингапуре, Швеции, ОАЭ, США, Нидерландах, Китае, Ираке, Индии и России. Объем продаж — около 160 млн тонн. Таким образом, компания стоит на одном уровне с Mercuria и Gunvor, но уступает мировым лидерам Vitol, Glencore и Trafigura.

В ЛУКОЙЛе в середине 2016 года уже говорили о возможной продаже части зарубежных активов (компания владеет НПЗ в Румынии, Болгарии, Италии и Нидерландах, АЗС в Европе и США), но пока компания продавала только некрупные заправочные сети. Так, структура LUKOIL Europe Holdings BV в начале года договорилась о сделке с австрийской AMIC Energy Management GmbH по 230 АЗС в Литве, Латвии и Польше. Помимо этого, ЛУКОЙЛ продал все свои активы на Украине.

Заявляли в ЛУКОЙЛе и о намерении избавиться от трети своих российских АЗС из-за их низкой маржинальности. Но уже в апреле на встрече с президентом Владимиром Путиным Вагит Алекперов заявил, что продажа части сети была предложением менеджмента, которое не было поддержано правлением. Теперь компания говорит о том, что не планирует развивать сеть АЗС, но займется ее модернизацией с минимальными инвестициями.

Екатерина Родина из «ВТБ Капитала» отмечает, что Litasco — наиболее крупный и известный из собственных трейдеров российских нефтекомпаний, бизнес которого не ограничивается операциями с ЛУКОЙЛом. По ее словам, если все-таки ЛУКОЙЛ решит продать актив, важно, как будет структурирована сделка, сколько средств на данный момент находится на балансе трейдера, и предоставит ли ЛУКОЙЛ новому владельцу гарантии сохранения продаж нефти через Litasco. По мнению эксперта, при правильной конфигурации сделки на Litasco найдутся претенденты, так как это работающий бизнес. При этом, отмечает госпожа Родина, продажа трейдера теоретически могла бы позитивно сказаться на эффективности продаж ЛУКОЙЛа. Эксперт поясняет, что с выводом трейдера за периметр группы у ЛУКОЙЛа будет больше вариантов реализации своей нефти.