Войти в почту

Дрон Роботович, президент банка

Технология Интернета вещей, роботизации и дронов уже проникла в транспорт, промышленность и другие отрасли. Настал черед финансового рынка. Правда, многие говорят, что пока удел дронов в банках и страховых компаниях — курьерские и другие простейшие операционные функции. Роботов пока меньше, чем новых рабочих мест Новостями об автопилотах, дронах, чат-ботах уже никого не удивишь. Наибольшее распространение автоматизация получила в транспортной, логистической индустриях, в автомобилестроении, на различных производствах, где можно автоматизировать процессы частично или полностью. Например, по прогнозу компании IBM, к 2025 году три четверти машин будет управляться искусственным интеллектом. «Появятся «умные» парковки, «умные» заправки, а также «умные» автомобили, которые могут самостоятельно избегать ДТП», — говорит генеральный директор компании LeasePlan Сергей Дианин. При этом вовсе не факт, что это приведет к существенной оптимизации персонала. «В самой роботизированной отрасли — автомобилестроении число занятых увеличивается вместе с количеством роботов, — рассказывает директор по исследованиям и аналитике Промсвязьбанка Николай Кащеев. — Так, в США в 2010—2015 годах появилось 135 тысяч промышленных роботов, за это же время число рабочих мест выросло на 200—300 тысяч. В 1990-х годах на каждого рабочего в отрасли приходилось 12—13 роботов, в 2015—2016 годах — уже 19—20». Так что, если верить статистике, массовых сокращений явно не наблюдается. Цитата Дрон — друг страховщика Проникают дроны с Интернетом вещей и на финансовый рынок, в том числе российский. Правда, представители финансовых организаций из разных сегментов по-разному оценивают их потенциал: кто-то считает, что за автоматизацией и роботами будущее, а кто-то — что влияние технологий на банки, страховые организации, МФО переоценено. «Массовое использование дронов для решения различных бизнес-процессов, на наш взгляд, более чем вероятно в среднесрочной перспективе, — полагает заместитель генерального директора компании «Уралсиб Страхование» Мария Размустова. — Самое очевидное применение — это доставка различных грузов (некоторые игроки финансового сектора, в частности, уже тестируют такую технологию». Если же говорить непосредственно про страхование, то, по словам эксперта, применение дронов не заставит себя ждать, например, при страховании имущества объектов строительства, расположенных в удаленных районах. Также с помощью дронов будет возможно проводить предстраховой осмотр объектов для корректного андеррайтинга, осуществлять аудит застрахованных объектов. «Иногда бывает так, что в течение срока действия договора собственник здания возводит пристройки, меняет конфигурацию здания и проводит другие изменения, которые могут повлиять на вероятность наступления страхового события, не согласовывая это со своим страховщиком», — говорит Размустова. Кроме того, вполне реальной эксперту кажется перспектива использования дронов при урегулировании убытков, например, в рамках страхования имущества или особо опасных объектов. «С помощью беспилотников можно будет оценить масштаб ущерба на крупных объектах и понять размер урона, нанесенного окружающей территории», — поясняет Размустова. Дрон — друг банкира В банках будет автоматизироваться безопасность, считает исполнительный директор банка «Ренессанс Кредит» Сергей Афанасьев. «Неудобные проверки перейдут в функции искусственного интеллекта, незаметные для клиента, — говорит он. — Вопрос безопасности перестанет волновать клиентов». Во-первых, верификационные вопросы операторов заменят технологии распознавания голоса и анализа цифрового поведения клиента (данные поведения в сети Интернет, логи мобильных операторов, платежные трансакции и др.) и, например, чат-боты. Они сократят время решения проблемы клиента. Во-вторых, мошенничества будут выявляться в цифровой среде. «Информация о поведении в Сети, использование приложений в гаджетах, логи мобильных операторов и другая цифровая информация позволяют собрать необходимый объем «улик» для проведения расследований и принятия решения, — поясняет эксперт. — На этих цифровых данных разрабатывается искусственный интеллект (дрон), позволяющий выявлять мошенничество в режиме онлайн. Такие системы сделают финансовое мошенничество невыгодным для преступников, и большая часть мошеннических схем «умрет». Новость В-третьих, мошенническая инженерия в карточном сегменте также будет побеждена с помощью искусственного интеллекта. Уже сейчас банки и платежные системы разрабатывают модели, позволяющие выявлять и блокировать большую часть таких трансакций. Также, по словам Сергея Афанасьева, может быть автоматизирована проверка сотрудников при приеме на работу. Звонить бывшим работодателям не будут, ведь сегодня активно развиваются технологии оценки предрасположенности сотрудника к мошенничеству через автоматизированное анкетирование, анализ риск-профиля в социальных сетях, а также автоматизированного построения риск-профиля по данным предыдущих мест работы. В обслуживании клиентов распространение автоматизации пойдет через биометрические технологии, которые заменят классические ПИН-коды, ввод карточных реквизитов, кодовых слов и другой текстовой информации. «Это сделает банковские продукты более безопасными и удобными для клиента», — полагает Сергей Афанасьев. При этом фотобиометрия — хотя и не дрон в полном формате, но именно оборудование с такой технологией вполне может заменить охранников. Игрушка, а не инструмент «Дрон уже почти заменил селфи-палку, добавил возможностей составлять картографические пути и маршруты, приблизить восприятие Google Maps, но по-прежнему остается скорее интересной игрушкой, нежели инструментом для ведения дел, — считает начальник отдела интернет-маркетинга и развития дистанционных сервисов компании «Ингосстрах» Александр Крайник. — Подобные технологии используются спасательными службами некоторых стран, они реально помогают спасать людей. Но, что касается перевода инфраструктуры компаний на обслуживание дронов, ни одного реально успешного и масштабируемого проекта еще нет». «Amazon уже несколько лет вынашивает идеи и запускает пилоты по вопросу доставки товаров силами дронов. Но товары мы пока получаем от живых людей из службы доставки или боксов самовывоза», — подчеркивает эксперт. «Говорить об использовании беспилотных летательных аппаратов, дронов, в финансовом секторе в ближайшей перспективе пока рано», — соглашаются с такой оценкой в пресс-службе «Домашних денег». Цитата Несмотря на текущий скептицизм, эксперты все равно считают, что в теории внедрение дронов в операционную деятельность компаний позволит сократить затраты и увеличить рентабельность, построить новые бизнес-процессы. Однако говорить о переводе на роботов каких-либо сложных функций пока рано. Скорее всего, дроны могут использоваться в качестве курьеров, технических работников, охранников. Но дрона — председателя правления банка мы вряд ли увидим в ближайшем будущем, сколь бы перспективными и «умными» ни были технологии. Фаина ФИЛИНА, для Banki.ru