Войти в почту

«Дизельный скандал» разгорелся вновь

В США посадили инженера Volkswagen, который помогал создавать программное обеспечение, занижающее показатели вредных выбросов дизельных автомобилей. Джеймсу Ли Энгу дали 3,5 года тюрьмы и 200 тысяч долларов штрафа. В немецкой прессе приговор назвали новым витком «дизельного скандала».

«Дизельный скандал» разгорелся вновь
© Reuters

Тюремный срок инженера Ли Энга открывает новую главу «Дизельгейта». Несмотря на полное сотрудничество со следствием, он получил больше, чем требовал прокурор. Ли Энг 30 лет проработал на Volkswagen, в Штаты перебрался в 2008 году в рамках программы «Чистый дизель». Американцы назвали инженера главным инсайдером схемы обмана властей. Однако защита утверждала, что Ли Энг — лишь технический исполнитель.

Как пишут в немецкой прессе, решение суда в Детройте показывает, насколько жестко американская система собирается пойти в отношении автоконцерна. Еще год назад, до прихода к власти Трампа, говорили о том, что Volkswagen удалось купить «судебный мир» за 4,3 млрд евро. Всего компания заплатила 22 млрд компенсаций.

Однако зимой Вашингтон объявил фигурантов «Дизельгейта» в розыск, а в январе при пересадке в Майями был задержан начальник Ли Энга Оливер Шмидт. Американцы поступают не очень красиво, считает заместитель спикера партии Левых в Бундестаге Ханно Хармиша.

Ханно Хармиша, заместитель спикера партии Левых в Бундестаге

«США не очень правильно поступают с грубым ответом. Местный представитель группы Volkswagen в Штатах этого не делал, это делали директора и главы концерна, но они недоступны для юрисдикции США. И они берут себе человека, который там живет, но он не самый главный виновный в этом деле. Значит, американская политика под руководством Трампа — символическая политика. В целом не очень красиво. Volkswagen представляет конкуренцию для американских предпринимателей, он довольно популярен. Я тоже за штрафы, пусть и на миллиарды. Но то, как это делают американцы, это не на основе правосудия, как мы привыкли в Европе».

Не утихает «дизельный скандал» и в самой Германии. В начале августа немецкая экологическая организация Deutsche Umwelthilfe подала иск против Porsche на сумму 110 млн евро. Причина — все то же ПО, занижающее выбросы. А в июне из-за «Дизельгейта» было отозвано 24 тысячи автомобилей Audi. Четырех топ-менеджеров концерна вызывали в мюнхенскую прокуратуру.

Параллельно расследуют дело и о рыночных манипуляциях с акциями концерна. Более 50 человек подозревают в том, что в конце 2015 года они сознательно проинформировали часть инвесторов о финансовых последствиях «Дизельгейта». И США, и Германия будут спускать скандал на тормозах, полагает руководитель центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов.

Владислав Белов, руководитель центра германских исследований Института Европы РАН

«Дизельгейт» достиг вершины скандала в середине августа, когда Меркель вышла из отпуска и Шульц пробовал это обыграть. Но не получилось, все вернулось к идее электромобильности и отказу от дизельных двигателей. Насколько я понимаю, социал-демократам разыграть эту карту не удалось, как и Христианско-демократическому союзу, и «зеленые» не смогли записать это в свой актив. Поэтому я думаю, что и американская, и немецкая часть «Дизельгейта» будет спускаться на тормозах и ни одна партия особенных дивидендов не получит».

Ситуация вынудила Ангелу Меркель собрать в Берлине так называемый дизельный саммит. Эта тема накануне выборов в Германии вносит раскол даже в коалицию. В одном из интервью канцлер заявила, что Бундестаг не исключает возможность полного отказа от дизеля в 2030 году. Например, Volvo уже объявила о прекращении выпуска подобных двигателей с 2019 года. Франция и Великобритания планирует отказаться от них до 2040 года.

На это заявление очень резко отреагировал соратник Меркель на выборах, премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер. Он заявил, что если такое решение будет принято, его партия покинет коалицию с ХДС. Именно на дизеле до сих пор держится немецкий автопром, а это 800 тысяч рабочих мест и почти 13 миллионов автомобилей на дорогах страны.