Виктор Гусев: о футболе, детях и СССР

Сегодня в Тобольске завершился «Финал Четырёх«. Подростковые команды из Нижневартовска, Благовещенска, Дзержинска и Тобольска состязались за право в следующем году принять у себя крупные футбольные соревнования и мастер-классы от известных спортивных деятелей. Болельщики – за возможность получить в своём городе футбольную школу, в которой смогут заниматься на протяжении одного года бесплатно все жители. Первое место одержала команда Тобольска, а школа появится в Благовещенске, но на этом история «про футбол» у ребят только начинается. В этом году на проект «Хороший футбол» компания «Сибур» пригласила заслуженного мастера спорта России, бронзового призёра чемпионата Европы, трёхкратного чемпиона России, двукратного обладателя суперкубка России и обладателя кубка и суперкубка УЕФА Романа Широкова и известного футбольного комментатора Виктора Гусева, издавшего совсем недавно книгу «Нефартовый». Все три дня именитых гостей и 11-12-летних подростков в играх и экскурсиях сопровождали представители самых известных в России спортивных и рейтинговых изданий, в числе участников пресс-тура оказался и я блогер из сургута. В первый день удалось встретиться с Романом, во второй — познакомиться с Виктором на самой крупной в России нефтехимической площадке «ЗапСибНефтеХим». К слову, на территории комплекса вполне могли бы уместиться 730 футбольных полей или два государства Монако. Для журналистов Гусев подготовил большую слайдовую презентацию из собственных фотографий. Объяснил её очень просто: «чтобы помочь вам сформулировать вопросы». «Я недавно сделал солидную презентацию с началом, серединой и концовкой, но на всякий случай решил спросить, с чего начать. Мне сказали: «начните с Андрея Малахова, потом про Гузееву», — рассказал тут же Виктор. Однако, помощь не потребовалась – участники мероприятия были подготовлены и буквально атаковали вопросами, что порадовало комментатора. Дальше я привожу выдержки из пресс-конференции. Виктор Гусев покорил всех не только своим голосом, но и открытостью и тактичностью. Футбол – для болельщиков Футбол существует для болельщиков, для широкой массы людей. Очень часто, когда этот принцип нарушается, он приводит к непонятным ситуациям в футболе. Например, некоторые футболисты отказываются от интервью. Не потому что у них это не прописано в контракте, а потому что не чувствуют, что это делают ради людей. Если интервью не дают, то болельщики страдают. А это уже влияет на экономическую политику – тот же «Манчестер Юнайтед» треть бюджета получает от продажи лицензионных прав на трансляцию матчей, треть – от сувенирной продукции и треть – от продажи абонементов. В России же права стоят дёшево, иногда нужно даже платить, чтобы команду показывали по телевизору. С сувенирной продукцией стало в последнее время получше. Решающим в футболе должно быть слово болельщиков. Например, введение видеоповторов – это не новые правила в футболе, а возможность пересмотреть моменты матча. Некоторые говорят, что это сильно затягивает футбол, некоторым это нравится. Оставить видеоповторы или нет должны решать именно болельщики, а не эксперты FIFA. Я, например, считаю, что они, напротив, делают игру более динамичной, так как вносится дополнительная интрига ожидания. Когда мы упрекаем болельщиков, что они не подобающим образом себя ведут, то давайте попробуем делать для них такие стадионы, которые сподвигли бы их стать другими. Посмотрите на баскетбол – люди себя так там не ведут. Потому что эта игра под крышей, это другие условия, это ближе к театру. Чем ближе к театру — тем меньше хочется крушить. Сила спорта В детстве я мог только мечтать увидеть чемпионат Англии или Германии, мы вообще ничего не знали! Мы слышали какие-то фамилии, а футбол к нам потом приходил только с Чемпионатом Европы, Чемпионатом мира. Клубных турниров тогда не было, наши в них не участвовали. В 66-ом году, когда мне было 11 лет, первый чемпионат, который у нас демонстрировали, был чемпионат мира из Англии. Его показывали сразу по двум каналам. Отец взял напрокат второй телевизор — один стоял на другом. Первый мы смотрели со звуком, а другой включали без него — чтобы знать, что на поле происходит. Но знакомство с футболом у меня началось, когда в 63-ем году меня отец привёл на матч «Динамо»-«Спартак» в Лужниках. Я даже сейчас помню состав московского «Динамо» того времени… Искусство комментировать Мой первый чемпионат мира, который я комментировал, был в 1994 году – тогда играли сборная Бразилии и Италии. Комментаторство очень сильно отличалось от современного: начинал трансляцию второй канал. Помню, сидели Желобов и Орлов и комментировали первый тайм, а потом говорили «переключите свои приёмники на первый канал, слово предоставляется Виктору Гусеву». И я уже там второй тайм комментировал. То есть матчи делили пополам. Комментатор должен понимать, что его могут слушать не только молодые люди, но и представители разных поколений, разной степени подготовленности. Если ты начинаешь сравнивать внешность футболиста с внешностью Бреда Питта, то ты должен объяснить, что это голливудский актёр. Лучше всего – ни с кем не сравнивать. Хуже пример – когда он начинает говорить про «Игру престолов». Это начинает раздражать. Некоторые люди не понимают новых слов, некоторые – старых, поэтому при ведении репортажа ты должен всегда держать в голове образ разного болельщика. Это умели делать комментаторы прошлого — Николай Озеров, Котэ Махарадзе. Поэтому они такие великие и их помнят до сих пор, правда, они вели репортажи в другой социальной обстановке. Озеров мог превращать свой репортаж в клуб путешественников, рассказывая, как ездил за границу и рассматривал магазины. Это был совершенно другой репортаж – социально заряженный. Комментировать всегда сложно Комментировать было всегда сложно. Когда не было интернета, я доставал иностранные журналы, вырезал откуда-то информацию. Современные комментаторы одним кликом, одним нажатием могут узнать всё о любой африканской сборной – у кого какие родители, где родился… Но у этого есть и оборотная сторона медали. Озеров и Махарадзе могли найти информацию и больше никто не знал, а сейчас тысячи болельщиков тоже могут владеть ею или при желании найти. То есть важно не только найти материал, но и правильно его препарировать, как-то преподнести людям. Тогда было сложно с подготовкой, но легко с подачей. Сейчас — легко с подготовкой, но сложно с подачей. За кого болеют комментаторы? Помню, Саша Леденцов написал книгу «За кого болеют комментаторы?» — фраза была на столько завораживающей, что сразу заинтересовала читателей. Это было просто название, приманка — чтобы рассказать о журналистском мастерстве, о самом футболе. А вообще комментатор не должен ни за кого болеть, ему нужно оставаться нейтральным. В нашей профессии есть такое понятие как «критические письма». Давно понял, что если они начинаются со слов «Товарищ Гусев!» — жди беды, если «Господин Гусев!» — тоже жди беды, хотя «товарищ» и «господин» — это слова на разных полюсах. Казалось бы, если одно ругательное, то другое должно быть хорошее, но нет, это одинаково плохо. Пятьдесят процентов таких писем о том «Почему вы болели во время матча за «Спартак»? Вторые пятьдесят процентов – «Почему вы так безбожно болеете за «ЦСК»? Если человек сам на что-то настроен, то он это обязательно услышит, каким бы ни был нейтральным комментатор. С этим бороться бесполезно. Есть ещё одна «засада» для комментатора. Когда играет сборная России и играет хорошо, ты начинаешь говорить в отношении неё хорошие слова, и если в результате сборная проигрывает – значит «комментатор сглазил». Второй вариант: сборная играет плохо и ты начинаешь ругать сборную – «комментатор накаркал». То есть комментатор живёт где-то между «сглазил» и «накаркал», между ними только имена игроков. Подростковый футбол Участие в футбольных подростковых проектах таких игроков как Роман Широков меняет всё. Это делает турнир совсем не детский. Помните турнир «Кожаный мяч»? Ребята играли какими-то плохинькими мечами, на не очень хороших полях, не было серьёзных арбитров… Сегодня я вижу, что играют в хорошей форме, есть электронное табло, матч судит хороший судья – это всё создаёт ощущение причастности к большому футболу. А если ко всему этому присоединяется мастер, то сомнений больше быть не может. Пускай он ничего не делает и не говорит, только присутствует — мальчишкам сразу всё становится очень важным. Притом мы не знаем, есть ли у мальчишек отцы, возможно, видя своего героя, они начинают равняться на него. Это очень комплексный способ воздействия. В спорте нужно делать так, чтобы участие и результат в соревнованиях были не так важны, как подготовка к ним. Чтобы не было соблазна подделать паспорт, сделать вид, что кто-то более мощный. Чтобы труд детского тренера был уважаем и высоко оплачиваем – мой друг, который живёт вместе со своей семьёй в Нью-Джерси, на свою зарплату детского тренера содержит неработающую жену и платит за дом. Атмосфера взрослых соревнований создаётся не возрастом спортсменов, а формой, хорошей экипировкой, отношением прессы, судейства, мячами… всё это должно максимально соответствовать уровню. В турнире должна быть напряжённость, должны приходить зрители, а не только родители. Пару слов о коллегах Я не оцениваю комментаторов, знаю, какая это сложная работа. Единственное, о чем жалею, что мы не комментировали вместе с Уткиным. Как-то у нас всё с Васей не получалось. Когда он задумал футбольный клуб, он меня хотел сделать соведущим. Мы тогда сидели на пустом стадионе «Динамо» на трибуне и это обсуждали. Но я так и не ушёл с Первого канала. Потом мы с ним как-то вели корпоративный футбол и у нас вместе даже неплохо получалось – можно было произносить словечки, которые никогда не скажешь в прямом эфире. Мы были на одной волне и мне очень хотелось это всё перевести в большой репортаж, но всё же разошлись. Очень ценю своих коллег и тех, кто следует молодёжному стилю иногда не очень понятному большой аудитории. Главное — зрение Иногда посторонним в комментаторской работе некоторые вещи кажутся очень лёгкими, а на самом деле они самые сложные. Например, когда ты сидишь в «Лужниках» на самой верхотуре и с трудом видишь номера футболистов, просто их угадываешь. А всё потому, что у тебя старый маленький монитор. У зрителей при этом гигантские домашние телевизоры – вот они и говорят «Всё же видно отлично!». Однажды я давал интервью и сказал, что для комментатора самое важное – это зрение и вот на следующий день выходит статья журналиста с заголовком «Виктор Гусев: для комментатора самое главное – точка зрения!». Хорошо, ладно, подумал я, хотя говорил вовсе не о том. Будущее за шоу Стиль зарубежных комментаторов мне очень близок. У них тоже есть какие-то шутки, реминисценции, но они говорят плей бай плей и называют имена футболистов. Так они работают под свою аудиторию. Наша аудитория сильно отличается. Посмотрите, у нас есть два удачных проекта — «Ледниковый период» и «Бокс со звёздами». Многие каналы хотели бы снять аналогичное шоу о футболе и хоккее, но совершенно не понятно, на чём его можно построить. В известных проектах есть костюмы, личности, а как сделать шоу о футболе? Частично эту идею реализовали на канале «Матч ТВ” – любительская команда выходит против команды профессионалов. Ещё вариант – в какой-то город привезли девчонок-футболисток, чтобы между футболистами завязались романы. Но всё равно интереса у зрителей много не появилось. А вот в Аргентине подготовка к соревнованиям, тренировкам популярностью пользуется – смотрит вся страна. В Англии не показывают жён футболистов, как они на рыбалку поехали, там принято смотреть матчи. Наши же про это сказали бы «сделано не изобретательно!», а любой бы начальник — «как эту ерунду давать в рейтинговое время?». Помимо содержательной беседы о футболе после обеда журналистов ожидал сюрприз – дружеский матч с организаторами «Хорошего футбола» и Романом Широковым. Комментировал его никто иной как Виктор Гусев. Целый час болельщики покатывались со смеху – более остроумного комментирования до этого времени им слышать не приходилось. Виктор не только запомнил каждого спортсмена-любителя «в номер», но и к концу матча мог безошибочно угадывать того, кто сделал пас, даже если тот был повёрнут к нему спиной.

Виктор Гусев: о футболе, детях и СССР
© Уральский меридиан