Россия: религиозность и патриотизм

Фотограф Мария Турченкова комментирует совместное со Стэнли Грином фотопутешествие по следам российской революции, останавливаясь на понятии набожности, как в религиозном, так и политическом плане. Знаменитый военный фотограф Стэнли Грин скончался 19 мая 2017 года, оставив незаконченной поездку по России, которой Le Monde посвятил подробный материал. Слово Марии Турченковой. «Беломорканал был колоссальной стройкой времен Сталина, которая позволила ему укрепить свою силу и власть в начале 1930-х годов. Его протяженность составляет 230 километров, а работы были завершены всего за 20 месяцев. Его целью было облегчить путь торгового и военного транспорта между Белым морем и Балтийским морем с Санкт-Петербургом, а также упрочить независимость российской экономики и достичь Арктики. Тем не менее канал был плохо продуман и мало что дал. Мы со Стэнли припарковали машину в Повенце, у одного из шлюзов канала. В городе живут 2 000 человек. Все они — потомки узников лагерей, которые участвовали в строительстве канала. Всего на стройке погибли 250 000 человек. Выжившие обосновались на этой земле. Там мы встретили 14-летнюю Аниту, уроженку Повенца. Каждый день после школы она ходит в церковь, которую построили в память о жертвах Беломорканала. Там отец Роман знакомит учеников с военным делом. В течение двух часов она учится обращаться с оружием и обсуждает ценности, которые скрепляют страну. Анита говорит, что ее очень важно защищать от врагов народа. «Это от кого же?» — спрашиваем мы. Она не может дать точного ответа, но подчеркивает готовность сражаться. «Казак служит Богу и Отечеству», говорится на висящих в зале флагах. Отец Роман не казак, но прививает молодежи патриотизм. И очень этим гордится: «Я сам приобрел винтовки!» Казаки по большей части живут на юге страны, но с недавних пор они оседают вдали от границ и подчеркивают преданность русской земле. В ходе нашей беседы он переиначивает старый девиз: «Казак стоит за веру, правительство и отечество». Другая форма набожности проявляется в Москве в Храме Христа Спасителя, который был снесен в 1931 году и восстановлен в 2000 году, став символом вернувшейся в страну свободы вероисповедания. Сотни верующих целуют иконы и молятся за жертв трагедии. Трагедии 1917 года. Только вот за белых или красных? За какой клан? С тех пор прошло 100 лет, но до сих пор ничего не понятно. Нынешняя власть не хочет плодить раскол в обществе. Церковь же подчиняется ей. Эта преданность так сильна, что именно в этом храме активистки Pussy Riot высмеяли в 2012 году безусловную поддержку православной церковью Владимира Путина». Фоторассказ в шести частях Фотографы Мария Турченкова и Стэнли Грин отправились в марте по следам революции 1917 года. Их целью было задокументировать (было намечено три поездки до 2018 года) отпечаток исторического момента, который все еще обладает влиянием в России Владимира Путина. Они должны были объехать всю страну с запада до самого Владивостока. В этом фоторепортаже Мария выбрала цветные снимки, а Стэнли — черно-белые. Два этих взгляда должны были пересечься: Стэнли колесил по бывшему СССР с 1990-х годов, а Мария занималась проектом в Дагестане в 2011 и 2012 годах. Кроме того, она стала для него гидом, когда в 2013 году он работал на Северном Кавказе. Их путешествие началось в снегах: от финской границы до Санкт-Петербурга. Но продолжения так и не случилось. 19 мая Стэнли умер после долгой болезни. На этой неделе мы каждый день публикуем по фотографии Стэнли и Марины из этого репортажа на общую тему.

Россия: религиозность и патриотизм
© ИноСМИ