Госконтроль в Марий Эл приобретёт человеческое лицо
Процесс совершенствования контрольно-надзорной деятельности в Марий Эл перешёл из теоретической плоскости в практическую, для координации работы по всем направлениям реформы создана специальная рабочая группа. Предприниматели отмечают необходимость сокращения числа внеплановых проверок, развития механизмов внесудебного решения споров и расширения диалога инспекторов и бизнеса. Об этом шла речь на состоявшемся 25 августа публичном обсуждении правоприменительной практики Россельхознадзора в Марий Эл, которое провёл куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. В мероприятии приняли участие врио главы Республики Александр Евстифеев, замруководителя Россельхознадзора Светлана Алексеева, замглавы Минсельхоза Евгений Непоклонов. Александр Александрович Евстифеев был инициатором проведения нескольких совещаний по реформе контрольно-надзорной деятельности. Руководство республики Марий Эл считает, что преобразование контроля и надзора должно стать одним из принципиальных направлений совершенствования предпринимательского климата и формирования правильного формата взаимодействия между органами государственной власти и предпринимателями. Проект по реформе контроля и надзора гораздо шире, чем просто профилактический, есть мероприятия, связанные с анализом правоприменительной практики. Мы сегодня закладываем основу системной работы, и вопросы, которые у нас будут возникать, мы будем решать совместно с предпринимателями — без глубокого вовлечения в эту работу предпринимательской среды будет тяжело сделать прорыв», — отметил Михаил Абызов. Ключевой проект реформы — переход на риск-ориентированный подход, то есть систему, при которой постоянный государственный надзор концентрируется на объектах исключительно высокого уровня риска. Для реализации этого подхода, по словам министра, необходимо было принять порядка 20 постановлений правительства, создающих основу для распределения поднадзорных субъектов по категориям риска. Проекты постановлений либо уже приняты, либо находятся на финальной стадии согласования в правительстве, за исключением одного вида государственного контроля и надзора — ветеринарного, уточнил министр. Начиная с 2018 года эффективность территориальных органов госконтроля перестанут оценивать по количеству проверок, взысканных штрафов и выданных предупреждений, подчеркнул Михаил Абызов. Мы уходим от "палочной" системы, которая была основным показателем и измерителем качества работы наших надзоров на местах. Основой для оценки будет динамика изменения причинённого ущерба и вреда по контролируемым государством рискам. То есть мы будем спрашивать с наших терорганов не сколько они проверили и выдали штрафов, а какая есть динамика смертности, ущерба здоровью, жизни и экономическим интересам в поднадзорной сфере. Однако статистика по количеству проверок нужна, чтобы видеть нагрузку на инспекторский состав, такой мониторинг будет вестись», — сказал Михаил Абызов. Ранее на заседании проектного комитета приоритетной программы по реформированию госконтроля были одобрены показатели результативности и эффективности по трём надзорным органам, по оставшимся девяти работа будет завершена до 31 октября. Показатели по каждому федеральному органу и их значения для каждого терорганабудут публичны и открыты, подчеркнул министр. Для перехода с репрессивного формата взаимоотношений бизнеса и надзорных органов, по словам Михаила Абызова, необходимы изменения в психологии инспекторов, а также повышение их квалификации. Повышение квалификации инспекторских кадров — отдельное направление приоритетной программы по реформе госконтроля. Сейчас текучка инспекторского состава составляет 30%, и это, по мнению министра, серьёзная проблема. Отдельный курс обучения предусмотрен для высшего управленческого звена, отдельный — для сотрудников территориальных органов. Стандарт кадрового менеджмента будет опубликован на сайте контроль-надзор.рф, на котором можно найти все документы, касающиеся реформы госконтроля. В ближайшее время правительством будет также создана комиссия по аттестации. Надо констатировать, что надзорные функции государства — это его суверенитет. Вопрос, нужен или не нужен надзор, не подлежит обсуждению. Надзор нужен. Но это должен быть надзор с человеческим лицом. Он должен либо нести благо, либо по меньшей мере не мешать работать бизнесу и органам власти. Республика Марий Эл стала одной из первых территорий, где реализация реформы госконтроля перешла из теоретической в практическую плоскость. У нас есть разные форматы обсуждения, создана рабочая группа по реализации этой реформы. 5 июля в ходе селекторного совещания председатель правительства Дмитрий Медведев сказал, что исполнение решений в сфере надзора невозможно без исполнения в регионах. Эти слова напрямую адресованы нам, поэтому считаем здесь свою позицию значимой», — отметил Александр Евстифеев. Врио главы республики предложил установить пресекательный срок, когда неисполненные решения надзорных органов теряют актуальность и становятся недействительными. Подобный зарубежный опыт, по его словам, уже существует. Многие решения проверяющих органов, которые так и не были выполнены, являются неосуществимыми, полагает Александр Евстифеев. Он также призвал бороться с заказными проверками и повышать заработную плату инспекторов. Минсельхоз активно работает с Открытым правительством по реформированию и фактически переосмыслению ситуации, которая сегодня сложилась в части реализации контрольно-надзорной деятельности, отметил Евгений Непоклонов. К этой работе активно привлекаются общественные организации, Минэкономразвития. Надзорные органы обязаны обеспечить предпринимателям равные условия, подчеркнул он. Важную роль в снижении нагрузки на бизнес играют, по его словам, электронные и дистанционные сервисы, сводящие к минимуму человеческий фактор на всех этапах проверочной деятельности. На заседании речь зашла также о публикации информации Минсельхоза и Россельхознадзора в формате открытых данных и создании на её основе полезных сервисов и приложений. Михаил Абызов, курирующий работу Совета по открытым данным, выступил за размещение различных производных продуктов, таких как интерактивные карты и электронные сервисы, на ведомственных порталах. В ходе обсуждения предприниматели рассказали о том, с какими проблемами они сталкиваются при осуществлении контрольно-надзорной деятельности в регионе. Так, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Марий Эл Амир Шакиров привёл статистику, согласно которой число обращений и жалоб от бизнес-сообщества увеличилось с 26 в 2014 году до 229 в 2016-м. Примерно половина обращений связана с нареканиями в адрес контрольно-надзорных органов. Одна из проблем — рост числа внеплановых проверок. Их сокращение — одна из задач, которую планируется решить в рамках реформы, подчеркнул Михаил Абызов. Сейчас мы работаем над целым рядом новых поручений президента, которые направлены на снижение административной нагрузки на бизнес, мы будем выполнять их в рамках нашего проекта. Первое поручение касается сокращения объёма внеплановых проверок до 30% от объёма плановых проверок. Исключение могут составлять ситуации, связанные с прямой угрозой жизни и здоровью граждан. Это непростая задача, потому что на сегодняшний день объём внеплановых проверок по отношению к плановым составляет 65 к 35%. Это означает, что фокус государственного надзора будет смещён на организацию плановых проверок на основе риск-ориентированного подхода», — пояснил министр. Второе поручение президента касается ограничения сроков внеплановых проверок 10 днями и ограничения предмета внеплановых проверок исключительно предметом, послужившим основанием для их проведения. Число внеплановых проверок действительно растёт, подтвердил министр. За 2016 год при снижении плановых проверок на 15% количество внеплановых выросло на 10%. В итоге общее их количество сократилось всего на 2,5%. Муниципальные органы контроля при этом используют инструмент проверок и санкций для наполнения бюджета. С одновременным внедрением риск-ориентированного подхода со следующего года, по словам Михаила Абызова, планируется внести изменения в законодательство, согласно которым по каждому обращению о проведении внеплановой проверки инспектору не надо будет выезжать, если этот объект не относится к категории высокого риска. Достаточно будет запросить информацию у поднадзорного субъекта, направить уведомление и поручить ему провести самоаудит. Зачастую инструмент внеплановых проверок используется для недобросовестной конкуренции, напомнил министр. Органы прокуратуры в 45% случаев отказывают в проведении внеплановых проверок, потому что заявки на их проведение не соответствуют закону. Как выяснилось в ходе публичных слушаний, в сельскохозяйственной сфере имеет место дублирование контрольно-надзорных функций. По итогам обсуждения Михаил Абызов поручил разобраться с дублированием функций по контролю за использованием навоза, за который отвечают сразу 6 федеральных ведомств. Россельхознадзору, в частности, нужно подумать, как найти временное решение проблемы. А совместно с Минсельхозом и Роспотребнадзором ведомству нужно разобраться с тем, какие нужно внести изменения в законодательство, чтобы системно решить эту проблему. Участники встречи обратили внимание на важность расширения диалога бизнеса и инспекторов. Я очень надеюсь, что сегодняшнее мероприятие послужит толчком к оживлению диалога между предпринимателями и контрольно-надзорными органами. Хочу от имени предпринимателей республики поблагодарить вас за организацию этого совещания на таком высоком уровне. Мы очень надеемся, что подобные встречи будут носить регулярный характер и станут дискуссионной площадкой между властью и бизнесом, которая очень необходима на данном этапе», — сказал бизнес-омбудсмен, обращаясь к Михаилу Абызову. Министр, в свою очередь, высказался за создание новых, неформальных форматов диалога, предполагающих не только отчёт о результатах, но и совместное решение проблем.