Умерших пенсионеров вычислят по паспорту
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) ищут решение проблемы начислений на счета умерших клиентов. НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» первым подключился к «сервисному концентратору МВД» — по запросу в нем можно получить данные о достоверности паспорта клиента и факте смерти. Параллельно фонды добиваются доступа к единому реестру ЗАГС. Оптимизировать документооборот с госведомствами и минимизировать риск переплат НПФ критически важно до начала запуска индивидуального пенсионного капитала и массовых выплат по ОПС.
О получении доступа к «сервисному концентратору МВД» сообщил гендиректор НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» Денис Рудоманенко. «В рамках системы межведомственного электронного взаимодействия фонд сможет по запросу проверить действительность паспортов клиентов в базе МВД и в случае факта смерти оперативно получить такую информацию»,— говорит господин Рудоманенко. По его словам, общее число запросов в день составляет до 1,5 тыс. штук, что «вполне достаточно для верификации данных о клиентах фонда и минимизации риска переплат». Тестовый доступ к сервису уже получил и НПФ «Сафмар». Как указывает исполнительный директор фонда Евгений Якушев, проверка через сервис МВД будет востребована и здравствующими клиентами-пенсионерами: им не придется ежегодно предоставлять в НПФ справки о действительности паспортных данных.
На согласование доступа к сервису и доработку программного обеспечения у «ЛУКОЙЛ-Гаранта» ушло десять месяцев. Другим НПФ, по оценке господина Рудоманенко, на те же действия теперь потребуется от трех до шести месяцев. «Сейчас каждый из НПФ вынужден решать проблему самостоятельно — запросами в загс, правоохранительные органы, самому клиенту или его родственникам»,— отмечает заместитель исполнительного директора НПФ «Благосостояние» Иван Волков. Такие действия требует от фондов и финансовых, и людских затрат. Использование сервиса МВД эти затраты сокращает, но не исключают полностью.
Отметим, проблема переплат на счета умерших клиентов особенно актуальна для фондов, работающих с корпоративными пенсиями (см. “Ъ” от 30 марта и 26 июля). В зависимости от пенсионного плана выплаты по НПО могут быть пожизненными. В этом случае после смерти клиента остаток средств на его счете должен идти в резерв фонда. Однако в ряде случаев после смерти клиента его родные и близкие не спешат информировать об этом НПФ, получая за умершего негосударственную пенсию. Иногда фонд получает информацию лишь через год-два с момента смерти клиента. По оценке экспертов, совокупный объем переплат по таким случаям составляет около 1 млрд руб. Эти расходы фонды вынуждены оплачивать из собственных средств — их возврат законодательно не предусмотрен.
Решение этой проблемы особенно актуально в преддверии анонсированных властями масштабных преобразований системы ОПС, с формированием гражданами индивидуального пенсионного капитала и созданием единого пенсионного администратора (см. “Ъ” от 13 июля). Уже через пять лет в системе ОПС стартуют массовые выплаты клиентам. Между тем уже сейчас накопления формируют в НПФ 34 млн человек, и их число стремительно увеличивается год от года (за 2016 год — на 4,6 млн человек). «НПФ критически важно оптимизировать системы учета, максимально внедрить сервисы электронного документооборота с госведомствами и минимизировать риски переплат»,— говорит первый вице-президент Национальной ассоциации пенсионных фондов Сергей Эрлик. Комплексным вариантом решения проблемы выглядит организация доступа всех НПФ к единому электронному реестру ЗАГС, который заработает с 1 января 2018 года. Соответствующие поправки к закону «Об актах гражданского состояния» готовит Банк России. «В случае корректировки законодательства НПФ смогут максимально оперативно получать информацию о смерти клиентов — по единым правилам и пакетными запросами»,— резюмирует Иван Волков.