Семь с половиной минут славы для велосипеда с крыльями
Как велосипедист поднялся в воздух силой одних только мускулов, за что инженер дважды получил 50 тысяч фунтов стерлингов, как совместить паутинку и кондора и почему летательный аппарат выдержал только один полет, рассказывает рубрика «История науки». 23 августа 1977 года в 7:30 утра на одном из аэродромов Калифорнии летательный аппарат «Госсамер Кондор» поднялся в воздух и описал там «восьмерку» общей длиной больше мили, продержавшись почти семь с половиной минут на высоте более трех метров. И хотя высота и скорость полета (максимум 18-20 км/ч) были невелики, он вошел в историю воздухоплавания. Дело в том, что аппарат управлялся лишь мускульной силой пилота и впервые с 1959 года выполнил требования премии Кремера. Создатель «Кондора» Пол МакКриди получил обещанные 50 тысяч фунтов стерлингов. Главным условием премии Кремера было то, что двигаться такой летательный аппарат должен был исключительно за счет мускульных усилий пилота. Фактически «Госсамер Кондор» представлял собой сильно переделанный и сильно облегченный велосипед с крыльями. При размахе крыльев более 29 метров он весил всего 31 кг. В попытках получить премию Кремера МакКриди был далеко не пионером. Первые официальные, но безуспешные попытки пройти заявленную дистанцию были совершены в Англии еще в 1961 году. В конце 1962 года англичанин Деррек Пиггот на аппарате «Сампек» смог преодолеть 20 метров и совершить разворот на 80 градусов – это самый сложный элемент полета для таких аппаратов. В дальнейшем англичане создали еще несколько аппаратов подобного типа, причем один из них, «Тоукан», был даже двухместным. Подняться в воздух силой своих мускулов пытались и в других странах, в частности, в Австрии и Японии. Наиболее удачным из них оказался японский аппарат «Сторк», в 1976 году пролетевший по прямой почти два километра. Но и этого достижения оказалось недостаточно для премии Кремера – она требовала маневренности. К созданию своего мускулолета МакКриди приступил в 1976 году. При решении аэродинамических вопросов он сотрудничал с профессором Лиссаманом, который помог высчитать профиль крыла и лопасти воздушного винта. Помогал ему также некто Ламби, дельтапланерист, прославившийся постройкой копии старинного самолета братьев Райт (1903 г.) и полетами на нем. В сентябре 1976 первый из Госсамеров был готов. 26 декабря на нем взлетел сын конструктора Портер и сумел продержаться в воздухе 40 секунд. Над конструкцией «Кондора» разработчики МакКреди с Лиссаманом работали больше года, а собирали его около двух месяцев. Летательный аппарат был обтянут полимерной пленкой толщиной 0,25 мм, низкооборотный пропеллер диаметром 3,65 метра для облегчения был сделан наборным: с углепластиковым каркасом и пленочной обтяжкой лопастей. Аппарат получился внушительным, но необычайно хрупким на вид, словно оправдывая свое название: словом gossamer американцы называют летящую паутинку, предвещающую приход бабьего лета, ну а с кондором все понятно и так. Длина «Кондора» была около девяти метров, высота — порядка 5,5 метра, общая площадь крыльев и стабилизатора превышала 75 квадратных метров. Немалую роль в этом полете играл и выбор пилота. Даже при таком минимальном весе аппарата обычный, нетренированный человек вряд ли смог бы поднять его в воздух и продержаться там несколько минут — для этого он все время должен был вращать пропеллер со скоростью 115-120 оборотов в минуту. Выбор инженеров пал на 24-летнего Брайана Аллена, который активно занимался велоспортом. Измерения показали, что, крутя педали, Аллен может в течение семи минут развивать мощность 0,33 кВт. Для нового аппарата горизонтальный полет требовал мощности всего в 0,26 кВт. Это означало, что в течение всего полета Аллену не нужно будет крутить педали изо всех сил, что позволит ему сэкономить силы для совершения поворотов, что связано с потерей высоты и необходимость ее набора, то есть с тратой дополнительной энергии. Рекордный полет стал единственным в истории «Кондора». Он оказался хрупким не только на вид – и уже на земле сильный порыв ветра свалил его и сломал оперение. Впоследствии его починили, но только затем, чтобы выставить в Национальном аэрокосмическом музее США. Правда, история «паутинок» на этом не закончилась. 12 июня 1979 года Пол МакКриди заработал еще одну премию Кремера, когда на его аппарате «Госсамер Альбатрос» тот же пилот, Брайан Аллен, перелетел через Ламанш из Англии во Францию. Следует признать, что ограниченные возможности человеческих ног плюс невозможность бесконечно снижать вес летательных аппаратов вряд ли дадут мускулолетам иметь какое-либо практическое значение для авиации, они, скорее всего, так и останутся приспособлениями для воздушного спорта. И, разумеется, они навсегда останутся напоминанием о том, что человек, если очень захочет, может летать, не пользуясь никакими моторами. Достаточно сесть в сильно переделанный велосипед. Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.