Накопления не переводятся
Как и предсказывал “Ъ", с приостановкой заявлений на перевод пенсионных накоплений граждан по основному дистанционному каналу — через удостоверяющие центры (УЦ) — переходы между фондами практически застопорились. Если по итогам первого полугодия кампания била рекорды массовости, прирастая в среднем на 730 тыс. заявлений в месяц, июль оказался абсолютно провальным, едва перевалив за 100 тыс. заявлений по всем каналам. За год общее число переходов, по оценке экспертов, снизится на 20–40%, но для граждан это скорее благо — миграция между фондами бьет по их счетам.
Промежуточные итоги кампании по переводу пенсионных накоплений граждан по запросу “Ъ” раскрыли вчера в Пенсионном фонде России (ПФР). К 1 августа граждане подали 4,5 млн заявлений на перевод накоплений, причем 2,5 млн человек хотят перейти из ПФР в НПФ, 1,94 млн человек рассчитывают сменить один НПФ на другой. Хотя в сравнении с августом прошлого года (1,66 млн заявлений) активность граждан возросла, промежуточный результат 4,38 млн заявлений был сформирован еще в первом полугодии. И взяв резвый старт, теперь кампания практически застопорилась.
Причины столь существенной просадки — блокировка в конце июня после проверки Счетной палатой (СП) основного дистанционного канала передачи заявлений в ПФР — удостоверяющих центров (см. “Ъ” от 28 июня). Использование электронной цифровой подписи (ее формировали УЦ) значительно упрощало гражданам процедуру подачи заявлений в ПФР — в 2016 году через них было подано более 87% заявлений на перевод накоплений. При этом проверка СП выявила «риски фальсификации заявлений от имени застрахованных лиц». «Учитывая массовые неправомерные переходы по итогам переходной кампании 2016 года, возврат к ЭЦП возможен только после устранения причин выявленных нарушений»,— подчеркивает гендиректор «ВТБ Пенсионный фонд» Лариса Горчаковская.
Хотя у граждан и агентов НПФ и сейчас есть различные варианты подачи заявлений (личным визитом гражданина в ПФР, направлением нотариально заверенных документов по почте, подачей заявления через сайт госуслуг), итоги июля показывают, что это неравноценная замена УЦ. «С середины июля не более 30% продаж ОПС конвертируется в реальные переходы — столько клиентов дойдут до ПФР и подадут заявления»,— прогнозирует гендиректор НПФ «ЛУКОЙЛ-гарант» Денис Рудоманенко. При этом на фоне роста числа жалоб граждан на потери инвестдохода и неправомерные переходы (см. “Ъ” от 19 июля) сами НПФ серьезно ужесточили контроль «за деятельностью агентов и выбраковку заявлений на перевод накоплений по результатам внутренних проверок», указывает исполнительный директор Ассоциации НПФ Алексей Денисов. Ряд крупных НПФ — «Газфонд Пенсионные накопления», «Сафмар», «Доверие» и «Согласие» в конце прошлой недели и вовсе заявили о прекращении платы агентам за привлечение клиентов из всех НПФ (см. “Ъ” от 21 августа).
В результате, как ожидают участники рынка, результаты кампании 2017 года окажутся скромнее прошлогодних (тогда из 12 млн поданных заявлений ПФР удовлетворил 6,5 млн). Первый вице-президент Национальной ассоциации пенсионных фондов Сергей Эрлик прогнозирует снижение числа переходов на 20%. По мнению гендиректора АО «НПФ Согласие» Александра Вьюницкого, характерного для кампаний прошлых лет взрывного роста числа переходов в финале ждать не стоит, а общее число переходов снизится на 30–40%. По оценке Дениса Рудоманенко, если фонды не найдут альтернативный дистанционный канал подачи заявлений, их общее число не превысит 4,8 млн штук.
Впрочем, для граждан снижение темпов кампании по переводу пенсионных накоплений — безусловный плюс. Ведь при досрочном (чаще одного раза в пять лет) переходе по итогам кампании 2017 года они рискуют потерять до трети от суммы на их счетах обязательного пенсионного страхования. «Даже допустив, что гражданин меняет фонд-аутсайдер по доходности на условного лидера по этому показателю, отыграть такие потери за два-три года будет практически невозможно»,— указывает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин.