Венесуэльскую нефть сольют Индии
«Роснефть», которая вместе с UCP и Trafigura закрыла сделку по покупке 98% в крупном индийском НПЗ «Вадинар», собирается в ближайшие пять лет увеличить его мощность на 20%, до 24 млн тонн. Расходы на такое расширение могут составить несколько миллиардов долларов в зависимости от конфигурации проекта. «Вадинар» решает для «Роснефти» проблему сбыта тяжелой венесуэльской нефти, крупные объемы которой компания получает от Каракаса в качестве погашения кредитов. В результате российская компания впервые сформирует цепочку создания стоимости, целиком основанную на зарубежных активах.
«Роснефть» 21 августа объявила о завершении покупки 49,13% в компании Essar Oil, которой принадлежат второй по величине в Индии нефтеперерабатывающий завод «Вадинар», связанный с ним глубоководный порт и электростанция, а также сеть из 3,5 тыс. АЗС. Партнеры «Роснефти» — фонд UCP Ильи Щербовича и трейдер Trafigura — одновременно на паритетных условиях купили еще 49,13% Essar Oil, остальные акции остались у основателя компании Шаши Руйи. Общий объем сделки составляет примерно $12,9 млрд. Точная сумма будет зависеть от величины чистого долга и чистого оборотного капитала Essar и пока не объявлена.
Для «Роснефти» это самая крупная в ее истории сделка по покупке иностранных активов и самый крупный перерабатывающий актив за рубежом. Тем не менее компания объявила о намерении расширить мощность завода на 4 млн тонн с нынешних 20 млн тонн в течение 2017–2022 годов, а в будущем, возможно, и удвоить ее. Компания также думает об увеличении числа АЗС Essar Oil до 5,5 тыс. штук в среднесрочной перспективе. В «Роснефти» пояснили, что проект расширения на 4 млн тонн предполагается осуществить без участия средств акционеров, за счет внешнего финансирования.
По оценке Андрея Костина из Rupec, стоимость такого проекта при строительстве не только первичной переработки, но и вторичных процессов может составлять несколько миллиардов долларов в зависимости от конфигурации. «Но в Индии НПЗ обходятся дешево за счет низкой цены на сталь и рабочую силу, поэтому строить там крупные заводы выгодно»,— отмечает аналитик. Он добавляет также, что Индия является хорошей точкой для трейдинга нефтепродуктов.
«Роснефть» собирается как минимум наполовину загрузить «Вадинар» тяжелой и сверхтяжелой венесуэльской нефтью, поскольку завод способен перерабатывать такие виды сырья. Несмотря на транспортное плечо 18 тыс. км (при маршруте вокруг мыса Доброй Надежды, поскольку танкеры VLCC не могут с полной загрузкой проходить по Суэцкому каналу), такая схема переработки венесуэльской нефти может быть выгодна «Роснефти». Компания сейчас получает от государственной PDVSA около 225 тыс. баррелей нефти в сутки (около 11,25 млн тонн в год) в счет погашения кредитов и предоплат на $6 млрд. Эти объемы «Роснефть» распродает трейдерам, затем нефть перерабатывается на НПЗ региона, в основном на юге США, где заводы были адаптированы под тяжелую нефть. Схема лишает «Роснефть» возможности заработать на переработке, не говоря уже об увеличивающихся рисках из-за возможного ужесточения американских санкций — в отношении как самой «Роснефти», так и PDVSA или Каракаса. Пока санкции формально не мешают торговать венесуэльской нефтью.
Собеседники “Ъ” на рынке полагают, что в целом проект покупки «Вадинара» нужно оценивать именно вкупе с операциями с венесуэльской нефтью. Точную оценку сделать сложно, поскольку неизвестна реальная эффективная цена, по которой Каракас сейчас поставляет нефть «Роснефти». Собеседники “Ъ” отмечают, что «с учетом всех политических обстоятельств» эта цена, скорее всего, ниже рынка. Оценку $12,9 млрд за сложный современный НПЗ, построенный в 2008 году, источники “Ъ” называют умеренной. Они добавляют: в итоге «Роснефть» впервые формирует цепочку создания стоимости, целиком основанную на зарубежных активах. До сих пор все проекты компании по перерабатывающим и сбытовым активам за рубежом — в Германии, Китае, Италии, в СНГ — основывались прежде всего на поставках российской нефти.