«Автодория» потеряла столичную прописку
Казанские дорожные камеры в Москве больше не используются Как стало известно “Ъ”, комплексы фиксации нарушений ПДД типа «Автодория» в Москве больше не используются. Приборы эти стали известны несколько лет назад благодаря новаторской технологии замера средней скорости на участке дороги. Срок контракта между поставщиком — казанской компанией «Автодория», одной из совладельцев которой является жена главы Минкомсвязи Николая Никифорова,— и московским Центром организации дорожного движения (ЦОДД) истек и не продлен. У столичных властей претензий к компании нет, да и технология фиксации нарушений мэрию устраивает, но применять будут камеры уже других производителей. Комплексы «Автодория» начали применять в 2013 году власти Татарстана, в республике базируется и производитель — ООО «Автодория». По данным Kartoteka.ru, 50% компании принадлежит казанскому ООО «Стартобаза», инвестирующему средства в IT-проекты (совладелец — жена главы Минкомсвязи Николая Никифорова Светлана Никифорова), 30% — казанскому ООО «Открытые решения». В «Автодории» начали применять принципиально новый способ замера скорости: камеры устанавливаются в начале и конце контролируемого участка, фиксируя номер автомобиля, время проезда и координаты, после чего вычисляется средняя скорость движения. При этом в казанской компании разработали и новую бизнес-модель: заказчик в рамках контракта камеры не покупает, а приобретает лишь информацию (фотографии) для формирования штрафного постановления (впоследствии аренда комплексов стала довольно популярна, поскольку не требует вложений в инфраструктуру). Массовое применение «Автодорий» по всей России началось после того, как первый вице-премьер Игорь Шувалов в 2013 году поручил рассмотреть вопрос применения этих камер на российских дорогах. В 2014 году отдельное поручение на этот счет было дано правительству Москвы. В мае 2016 года ЦОДД заключил с ООО «Автодория» контракт на 9,4 млн руб. Всего по Москве было установлено 14 комплексов замера средней скорости, в том числе на Живописном мосту и в ряде тоннелей. В мае 2017 года контракт с ООО «Автодория» закончился. Работы были выполнены полностью, но нового тендера не объявлялось, следует из документов, опубликованных на сайте госзакупок. На данный момент, подтвердили “Ъ” в ЦОДД, «Автодории» в Москве не эксплуатируются. «Данные камеры были установлены в 2016 году, подрядчик самостоятельно их устанавливал и демонтировал после окончания исполнения контракта,— пояснили “Ъ” в центре.— В процессе исполнения контракта претензий к исполнителю с юридической точки зрения не было. Штрафные санкции к исполнителю по контракту не применялись». «Контракт с ЦОДД мы исполнили полностью, заказчик удовлетворен,— заверил “Ъ” директор “Автодории” Антон Куховаренко.— Текущее решение по средней скорости актуально для загородных трасс, где происходят самые серьезные аварии по причине превышения скорости. Именно поэтому 80% камер по скорости на дорогах вне населенных пунктов — это “Автодории”». На сайте компании сказано: комплексы сейчас применяются в 12 регионах, еще в трех — в пилотном режиме, в двух — планируются к применению. По словам господина Куховаренко, компания готовит для Москвы новый комплекс «Автодория 3.0» (позволяет фиксировать 17 видов разных нарушений, включая среднюю и мгновенную скорость) для участия в будущих конкурсах: сейчас прибор проходит сертификацию, документы должны быть готовы в сентябре. Впрочем, о планах проводить новые тендеры в ЦОДД пока не объявляли. Тем временем прекращение эксплуатации «Автодории» в Москве не означает, что московские власти вообще отказались от замера средней скорости. «Технический парк системы фотовидеофиксации Москвы позволяет реализовывать фиксацию данного нарушения,— заявили “Ъ” в ЦОДД.— Замеры средней скорости на сегодняшний день реализованы на девяти отрезках. Наработанный опыт показал свою эффективность, и в дальнейшем количество участков контроля будет увеличиваться». Конкретных моделей в ЦОДД не называют, но, как выяснил “Ъ”, все работающие в Москве производители камер готовы внедрять новый функционал. Как пояснил “Ъ” гендиректор корпорации «Строй Инвест Проект М» (производитель комплексов «Стрелка») Дмитрий Киселев, новые модели типа «Стрелка плюс» (110 штук в городе) способны фиксировать среднюю скорость движения. «Несколько тоннелей приборами, работающими в таком режиме, уже закрыто, например на Варшавском шоссе, Звенигородском проспекте»,— рассказал он “Ъ”. В целом, говорит господин Киселев, есть техническая возможность «обучить» вычислению средней скорости все московские «Стрелки» — для этого нужно модернизировать программное обеспечение, провести метрологическую поверку, а также получить разрешение на эксплуатацию комплекса в этом режиме от ГИБДД. Замерять среднюю скорость умеют и «Автоураганы» (642 штуки в Москве, производитель — ООО «Технологии распознавания»), пока эта функция не применяется. Эксперт по фотовидеофиксации Григорий Шухман говорит, что каких-либо особых нареканий именно к «Автодориям» у автомобилистов не было. «Как и в случае с другими камерами, сохраняется единая проблема: у водителей нет оборудования, показания которого с юридической точки зрения имели бы вес, аналогичный показаниям утвержденных и поверенных камер, которые используются ЦОДД—ГИБДД,— отметил он.— Поэтому оспорить штрафы за превышение скорости, которого не было, очень сложно». Иван Буранов