Войти в почту

Проводники и спасатели

От силы к надёжности Впервые необходимость в ледокольном флоте на Дальнем Востоке появилась ещё во второй половине XIX века. Хотя осваивались далёкие берега в основном в тёплое время года, однако торгово-экономическое развитие портов требовало постоянного наличия открытой воды. Особенно остро проблема встала во Владивостоке, где с 1887 года на зимовку оставалась часть военных кораблей отряда Тихого океана.Решить задачу был призван небольшой портовый ледоход «Силач», построенный в Швеции по заказу Морского министерства. Переход «Силача» из Кронштадта до Владивосток длился почти год, и в июне 1893 года в воды Дальнего Востока зашло первое судно, чьей основной задачей стала проводка сквозь льды военных и торговых кораблей. К сожалению, возложенная миссия оказалась не по плечам «Силачу». Первые несколько холодных месяцев ледоколу удавалось поддерживать канал чистой воды от пролива Босфор Восточный к причалам, но, когда увеличилась толщина льда, на корпусе судна появились повреждения. В один несчастливый для «Силача» день ему не удалось пробить 40-сантиметровый лёд, и около двух месяцев судно провело в ледовом плену. Следующие несколько лет усилиями экипажа первый дальневосточный ледокол с трудом, но обеспечивал проводку судов у Владивостока. За время службы он был значительно укреплён и сменил обшивку. Ситуация изменилась в лучшую сторону, когда в 1897 году в Приморье пришел ледокол «Надёжный» — наконец, напряжённость при проведении зимней навигации уменьшилась. Новое судно построили в Дании специально для этого порта. «Надёжный» оправдал своё название: прослужил 60 лет, иногда использовался и как военный корабль.В то же время одного ледокола для Владивостока было недостаточно. В 1899 году в приморском порту начали работу небольшие мощные буксиры с функцией ледоколов — «Удалой», «Усердный» и «Проворный». Суда поступили во Владивосток в собранном виде из Финляндии и также не раз оправдывали свои названия. Ледовый фронт работБолее чем за столетие ледокольный флот Дальнего Востока стал мощнее и существенно расширил свои задачи. Теперь ледоколы способны как обеспечивать прибрежную зимнюю навигацию, так и работать на проводке судов по трассам Северного морского пути. Все дальневосточные ледоколы находятся в ведении Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Росморпорт». — В эксплуатации Дальневосточного филиала ФГУП «Росморпорт» 4 дизельных ледокола: «Адмирал Макаров», «Капитан Хлебников», «Магадан» и «Красин», — рассказывает генеральный директор предприятия Андрей Тарасенко. — Они обеспечивают ледокольную проводку судов в акваториях и на подходах к замерзающим морским портам дальневосточного морского бассейна — порт Магадан, порт Ванино, порт Де-Кастри, порт Пригородное и на трассах Восточной части акватории Северного морского пути. Как и 100 лет назад, помимо проводки судов в задачи ледоколов входит обработка подходов к причальной линии и организация швартовки судов к причалам. Исходя из конструкции судов и их основного назначения ледоколы делят на два вида — линейные и портовые. Первые способны работать на протяжённых северных трассах, и их в ледокольном флоте Дальнего Востока большинство. Из четырёх только «Магадан» трудится в основном на подходах к портам. Однако это не значит, что с приходом весны он уходит на покой. — Сейчас «Магадан» стоит в Находке в эксплуатационном резерве, — уточняет Виктор Плотников, заместитель директора по эксплуатации Дальневосточного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт». — Он завершил зимнюю навигацию, вернулся в Приморье, но в случае появления работы, даже не ледокольной, он готов на себя её взять. Под «не ледокольной работой» в первую очередь подразумеваются спасательные и поисковые операции, а также морские буксировки многотонных объектов. В таком двойном режиме работают и другие дальневосточные ледоколы. Далеко не для всех лето — время отдыха: в середине июля на севере Дальнего Востока начинается новый период навигации, обеспечивают которую всё те же ледоколы. Анализируя гидрометеорологическую ситуацию, экипажи осуществляют проводку судов методом рекомендаций, будучи готовыми в случае ЧП сразу прийти на помощь. Поэтому на борту ледоколов находятся группы спасателей, водолазное оборудование, а также оборудование для ликвидации аварийных разливов нефти. — Задачи ледоколов на этот период — исключить возможность повреждения судов в акватории Севморпути, минимизировать их издержки, — говорит Виктор Плотников. — С этой целью в июле на работу в Певек ушёл «Адмирал Макаров». Ожидается, что там он пробудет 145 суток, до середины ноября. Это необходимо, так как погодные условия на севере достаточно динамичные. Сегодня там чистая вода, а завтра — уже нет. Великолепная четвёркаУ каждого из ледоколов Дальнего Востока своя история. Есть среди них и настоящие герои. Чаще других их названия попадают в заголовки СМИ благодаря спасательным операциям, в которых они участвовали. Но есть и «скромные труженики», ежегодно выполняющие возложенную на них миссию по проводке сотен судов. «Магадан» Единственный из портовых, «Магадан», возможно благодаря имени, был определён на службу в суровом Охотском море у берегов Колымы. Этот дизельный ледокол построен в 1982 году в Финляндии и более 10 лет бессменно обеспечивает ледокольные проводки в порту с одноимённым названием.На Колыме к судну относятся с трепетом: ведь именно оно позволяет не останавливаться столь важному для региона морскому порту даже в самые холодные зимы. Для надёжной работы корпус «Магадана» оборудован двойным дном, двойными бортами в средней части и специальным ледокольным носом. Мощность судна обеспечивают 4 главных двигателя, а дедвейт позволяет брать на борт судна до 1909 тонн груза. Длина ледокола Магадан — 88,5 метра, а ширина — почти 21 метр. «Капитан Хлебников»Ледокол «Капитан Хлебников» — единственный из подобных судов Дальнего Востока, который помимо основной работы совершает туристические рейсы. Построенный в 1981 году в Финляндии, ледокол получил имя в честь полярного капитана, героического участника Великой Отечественной войны Юрия Хлебникова. Дальний Восток сразу стал основным местом службы «Хлебникова». В 1992 году на волне перестройки ледокол переоборудовали в пассажирское судно вместимостью 120 человек. С тех пор почти 10 лет ежегодно «Капитан Хлебников» совершал пассажирские рейсы в Арктику летом и в Антарктиду зимой. Особые задачи судна предопределили его оснащение: на борту 129-метрового ледокола находятся корабли и вертолёты для разведки дикой природы, многоуровневые смотровые площадки, бассейн, зрительный зал, сауна и другие нужные для комфортного отдыха помещения.После небольшого перерыва зимой 2015 года «Капитан Хлебников» вернулся к проводке судов. И хотя прошлым летом он, как и прежде, отправился в арктическое путешествие по договору аренды с Дальневосточным морским пароходством, зимний навигационный период 2016—2017 годов ледокол встретил у сахалинского порта Пригородное. Здесь он дежурил и контролировал ледовую обстановку, чтобы помочь работе первого российского порта, построенного специально для нефтеналивных танкеров и судов, перевозящих сжиженный природный газ. «Красин»Ледокол «Красин» — один из ветеранов дальневосточного ледокольного флота. Вместе с ледоколом «Адмирал Макаров» он был построен в Финляндии в 1976 году по заказу СССР. По морской традиции преемственности своё имя ледокол получил от другого прославленного ледокола «Красина», названного в честь активного советского политического деятеля, скончавшегося в 1926 году. С момента постройки и до 1990 года этот 135-метровый ледокол работал на навигации в Мурманске, после чего был переведён в порт Владивосток. Сейчас основной участок работы «Красина» — акватория Татарского пролива и окрестности порта Ванино, где он несёт дежурство и при необходимости ведёт ледокольные проводки. Особую известность «Красин» получил в ходе участия в спасательной операции в Охотском море 2011 года. Тогда в ледовый плен попали сразу 15 судов, на которых находилось около 700 человек. Вместе с другими дальневосточными ледоколами в течение месяца «Красину» удалось освободить пленников. По оценке специалистов, столь крупные спасательные операции не проводились в России около 40 лет. «Адмирал Макаров»«Адмирал Макаров», пожалуй, самый известный ледокол Дальнего Востока. Это судно уже в третьем поколении носит имя Степана Макарова — военно-морского деятеля, помимо прочего создавшего первый арктический ледокол «Ермак». Построенный в 1975 году вместе с «Красиным» и сходный с ним по характеристикам, «Адмирал Макаров» сразу был направлен на Дальний Восток. Понимая, что экипаж судна ждут дальние переходы, его создатели оборудовали ледокол кинозалом на 100 человек, баней, бассейном, спортивным, а также операционным залами. Более чем за 35 лет службы «Адмирал Макаров» участвовал не в одной громкой спасательной операции. Среди них — операция «Прорыв», когда в 1988 году у Аляски изо льда спасали трёх серых китов. Благодаря широкому освещению в СМИ ситуация попала под контроль Госдепа США, который и попросил о помощи два советских судна — ледокол «Академик Макаров» и снабженец «Владимир Арсеньев». Общими усилиями двух из трёх китов спасли. Ключевую роль «Макаров» также сыграл и в спасательной операции в Охотском море в 2011 году. За вывод судов из ледового плена капитан этого ледокола Геннадий Антохин получил Орден «За заслуги перед Отечеством IV степени». Достопримечательности на плавуОколо 150 суток в году ледоколы Дальнего Востока заняты в навигации. В остальное время они находятся в пути к порту приписки, проходят ремонт либо пребывают в подготовке к новому рейсу. Основным местом стоянки для всех четырёх ледоколов по-прежнему остаётся Владивосток. Несмотря на удалённость порта от основных участков работ, словно перелётные птицы, суда возвращаются сюда каждые полгода. В первую очередь это обусловлено наличием во Владивостоке необходимой инфраструктуры. — Так сложилось исторически. Здесь, на юге Дальнего Востока, в Приморье, инфраструктура более развитая, чем в других портах, — отмечает Виктор Плотников. — Речь идёт об инфраструктуре обслуживания, снабжения флота, это же касается и судоремонта. Можно, конечно, ремонтировать выездными бригадами и где-то в других портах. Кроме того, из-за большого количества судоходных компаний Владивосток называют кузницей морских кадров. Тут проще набрать команду в новый рейс, особенно если речь требуются опытные специалисты, которые ранее работали на ледоколах. — Ледоколы можно назвать символами Владивостока, — добавляет Виктор Плотников. — Не так давно мы поставили ледокол «Капитан Хлебников» на второй причал в центре Владивостока. Это было определено экономическими соображениями, но ледокол прекрасно вписался в пейзаж, смотрится достойно, как местная достопримечательность. В штатном режимеОбразно постукивая по дереву, сотрудники «Росморпорта» признают, что с 2011 года ледоколы не участвовали в масштабных спасательных операциях. Как и предыдущие несколько лет, зимний навигационный период 2016—2017 годов прошёл в штатном режиме. «Великолепная четвёрка» несла службу на привычных участках работ, однако одна навигационная операция всё же позволит ледокольщикам запомнить этот год надолго. — В период зимней навигации 2016−2017 года была выполнена уникальная задача по проводке каравана из двух судов с важными государственными грузами по маршруту «Порт Архангельск — порт Певек», — рассказывает Андрей Тарасенко. — В декабре 2017 года ледоколы «Росморпорт» впервые в истории Северного морского пути продлили период активной навигации по этому маршруту и успешно осуществили сложнейшую ледокольную проводку двух теплоходов. Теплоходы «Иоганн Махмасталь» и «Синегорск» должны были доставить в Певек груз для строительства причала плавучей атомной электростанции «Академик Ломоносов». Однако сроки доставки оказались сдвинуты на время, когда проводка судов по Северному морскому пути уже не ведётся. Понимая важность доставки груза, на сложную работу направили ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» — из Мурманского филиала «Росморпорта». — Благополучно проводив теплоходы, «Адмирал Макаров» в январе 2017 года вышел из порта Певек и перешёл по Северному морскому пути в порт Петропавловск-Камчатский. Двадцать с лишним лет ни один ледокол не проходил этот путь в это время года! Все поставленные задачи экипажем ледоколов были выполнены — во многом благодаря значительному опыту и грамотным, взвешенным решениям их капитанов, — признаёт Тарасенко. Впрочем, опытом и особой стойкостью должен обладать каждый капитан ледокола. Отбор судоводителей на столь ответственную работу по-настоящему строг. Управление ледоколом доверяют исключительно специалистам, уже имеющим длительный опыт работы на аналогичных судах в ранге помощников капитана. Кроме того, перед отправкой в плавание «Росморпорт» обязан согласовать выбор капитана ледокола с администрацией Северного морского пути. — Большинство капитанов ледоколов растут с младших помощников до капитанов именно на ледокольном флоте, — рассказывает Виктор Плотников. — Это касается не только судоводителей, но и механиков, и электромехаников. Ведь ледокол — это судно большой энерговооружённости, с огромным количеством электрооборудования на борту. С транспортного судна перейти на ледокол не так просто. Хотя, уточняет Плотников, практика перехода капитанов ледоколов с одного судна на другое все же существует. К примеру, сейчас «Адмиралом Макаровым» управляет капитан из Мурманска, у имеющий опыт работы на атомных ледоколах. Сложность и ответственность работы с годами создала вокруг экипажей ледоколов особую ауру. — Между собой мы шутим: «в Арктике не потеют». Ледокольщики — это особая, безусловно, высокая каста. У них обострено чувство ответственности: они постоянно готовы прийти на помощь. И это ведь это не только проводка судов, это помощь на море в любой ситуации, — резюмирует Виктор Плотников.

Проводники и спасатели
© Дальний Восток