ЕАЭС стирает границы в воздухе

Руководство Евразийского экономического союза (ЕАЭС) договорилось о создании общего воздушного пространства. К 2020 году в аэропортах РФ, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении будут введены единые ставки на обслуживание перевозчиков стран—членов союза, а также сняты ограничения на полеты. До сих пор РФ пыталась либерализовать сообщение с каждой страной СНГ и не слишком успешно: полеты регламентированы количеством перевозчиков, пунктов и частот, а попытки расширить двусторонние соглашения встречают сопротивление национальных властей. Эксперты не ждут бесконфликтного перехода к открытому небу – в ЕС, например, он сопровождался банкротствами и передлом рынка.

Страны ЕАЭС объединят пространство для полетов
© Коммерсант

Вчера премьер Дмитрий Медведев в Астане сообщил, что на территории ЕАЭС будет создано единое воздушное пространство. По его словам главы, уже идет работа над созданием «дорожной карты» проекта. Министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Адамкул Жунусов уточнил, что реализация мероприятий начнется с 1 января 2018 года.

Документ предусматривает унификацию тарифов за пролет самолетов, их обслуживание в аэропортах стран союза, а также снятие «существующих ограничений в воздушном сообщении между странами». Речь идет о частоте полетов, количестве назначенных перевозчиков на направлениях и пунктов назначения. Источник «Прайма» добавил, что при полетах российских компаний в страны ЕАЭС и для авиакомпаний стран—членов ЕАЭС «будут установлены одинаковые аэропортовая ставка и тариф за аэронавигационное обслуживание». Решения должны быть приняты в течение 2018–2019 годов, чтобы вступить в силу до 2020 года. В Минтрансе на запрос “Ъ” не ответили, в Росавиации отказались от комментариев.

В июне министр транспорта РФ Максим Соколов говорил, что воздушное пространство стран ЕАЭС станет единым с 2025 года. Его заместитель Валерий Окулов уточнил, что ограничения будут сниматься «с разной скоростью». Так, наиболее активное продвижение отмечается с Арменией и Белоруссией, тогда как с Казахстаном и Киргизией «процесс займет больше времени», поскольку с этими страны сняты не все разногласия.

Российский рынок авиаперевозок составляет 90% от всего рынка ЕАЭС. Переговоры о либерализации воздушного пространства в рамках СНГ РФ проводила с рядом стран еще до создания союза. Наибольшего прогресса удалось добиться с Украиной, с которой до конфликта 2014 года были сняты все ограничения по числу перевозчиков и пунктов назначения. Но полеты в Грузию, Армению, Белоруссию, Казахстан то и дело сопровождаются конфликтами: РФ настаивает на снятии всех ограничений на полеты, а местные власти считают, что в двустороннем воздушном сообщении должен соблюдаться паритет и интересы национальных авиакомпаний.

Опрошенные “Ъ” российские авиакомпании вчера не стали комментировать планы создания единого воздушного пространства. В мае гендиректор группы S7 Антон Еремин говорил в интервью “Ъ”, что «при полетах в отдельные страны СНГ авиакомпании не конкурируют между собой, а летают, чтобы сдать деньги», поскольку «договориться с аэропортами не получается». Например, «средняя цена на керосин зашкаливает и не связана с рыночными показателями».

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев говорит, что основной вопрос при создании единого воздушного пространства состоит в том, насколько страны союза готовы к серьезным рискам для своих перевозчиков. «Представители авиавластей СНГ уже очень болезненно воспринимают открытие дополнительных полетов российских авиакомпаний из Жуковского, поэтому создание единого воздушного пространства неизбежно вызовет борьбу за защиту интересов национальных игроков»,— говорит эксперт. Он напомнил, что переход к «открытому небу» в ЕС не только увеличил пассажиропоток и повысил транспортную доступность, но также привел к банкротству (Malev в Венгрии) или утрате самостоятельности некоторых национальных авиакомпаний (австрийская Austrian Airlines принадлежит немецкой Lufthansa).

Глава Infomost Борис Рыбак добавляет, что замена двухсторонних договоренностей на единое горизонтальное соглашение — процесс очень трудоемкий, осложняющийся не вписывающимся в рамки «открытого неба» статусом транссибирского маршрута. Эксперт напомнил, что на этой почве уже возникал серьезный конфликт с Казахстаном.