Китай отвернулся от угля

Китай приостанавливает строительство новых угольных теплоэлектростанций (ТЭС) общей установленной мощностью 150 ГВт до 2020 года, следует из решения госкомитета Китая по делам развития и реформ. Это делается для борьбы с перепроизводством электроэнергии и из экологических соображений. Также планируется вывести из эксплуатации устаревшие угольные станции на 20 ГВт, а еще 1 ГВт угольных ТЭС будет модернизирован. В целом к 2020 году установленная мощность угольных электростанций в Китае не должна превышать 1,1 тыс. ГВт.

Китай замораживает развитие угольной генерации
© Reuters

Китай является мировым лидером по производству угля (объем годовой добычи — более 3,5 млрд тонн) и крупнейшим потребителем. За рубежом страна закупает недостающие марки угля и, как говорит собеседник “Ъ” в отрасли, те объемы, которые дешевле завезти на север страны по импорту, чем завозить с юга, основного угледобывающего региона КНР. Но до 2018–2020 годов Пекин планирует сократить объемы производства на 700 млн тонн. По данным BP, в 2016 году потребление энергии в Китае выросло на 1,3% (ниже десятилетней средней в 5,3%), при этом потребление угля упало на 1,6% (добыча на 7,9%), а газа — выросло на 7,7%. Доля угля в энергобалансе снизилась с 64% до 62%.

Исходя из таможенной статистики КНР, которую приводит ТАСС, доля российского угля в общем импорте страны за первое полугодие — около 14% (свыше 13 млн тонн на сумму $1,17 млрд). При этом, по данным ЦДУ ТЭК, экспорт угля из РФ в Китай за январь—июнь составил 9,5 млн тонн (из них 2,2 млн — коксующийся уголь), а по данным ФТС — 10,45 млн тонн. Собеседник “Ъ” в отрасли допускает, что статистика может отличаться, поскольку ФТС и ЦДУ ТЭК не учитывают продажи трейдерам, но добавляет, что «все торгуют напрямую» (что не исключает не учитываемых таможней РФ поставок в Китай, осуществляемых зарубежными трейдинговыми структурами российских угольщиков).

Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов отмечает, что планы Пекина по сокращению угольной генерации потенциально дают потерю спроса примерно на 400 млн тонн в год. При этом эксперт напоминает, что Китай планировал снабжать новую генерацию в основном за счет своего угля. Учитывая планы по закрытию неэффективных мощностей в угледобыче (осталось закрыть 250 млн тонн), рынок, по сути, потерял около 150 млн возможного спроса. Но в последних отраслевых прогнозах никто не делал ставку на рост угольной генерации в Китае, так что вряд ли эти планы приведут к серьезным колебаниям цен, резюмирует господин Худалов. Официально угольщики РФ планы сокращения угольной генерации в Китае не комментируют.

Отказ от угля теоретически может привести к росту газовой генерации. Сейчас Китай потребляет около 200 млрд кубометров газа, и, по прогнозу государственной CNPC, спрос к 2020 году вырастет до 340 млрд, к 2030 году — до 540 млрд кубометров. Как минимум 38 млрд кубометров из них Китай собирается импортировать из России по газопроводу «Газпрома» «Сила Сибири» начиная с декабря 2019 года. Этот объем «Газпром» планирует нарастить в будущем до 61 млрд кубометров.

Помимо этого, Россия и Китай рассматривают западный маршрут поставок на 30 млрд кубометров в год («Сила Сибири-2»). «Газпром» и CNPC заключили меморандум о его строительстве в ноябре 2014 года. Но итоговое соглашение, которое они планировали подписать до конца 2015 года, не оформлено до сих пор. Основная причина — падение нефтяных котировок и разногласия по цене на газ. В 2017 году стороны неожиданно возобновили переговоры, а глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что ориентироваться компания будет именно на поставки трубопроводного газа в АТР вместо строительства СПГ-заводов.

Вячеслав Мищенко из Argus Media отмечает, что, несмотря на закрытие угольных станций, Китай не будет резко увеличивать объем потребления газа. По его словам, те проекты, о которых Китай уже договорился и которые находятся в стадии обсуждения с Россией, достаточны для обеспечения потребностей страны. К тому же, отмечает господин Мищенко, Пекин может закупать СПГ на мировом рынке.