Войти в почту

С банковских карт россиян за год украли 650 миллионов рублей

Об этом говорится в расчётах, которые специально для Известий провели в крупной службе информационной безопасности. Кибермошенники делают ставку на два основных метода: рассылают зараженные вирусами письма и СМС. А также звонят, представляются работниками банка и просят абонента продиктовать номер своей карты. Впрочем, мошенники сейчас изобретают все новые уловки. Например, выдают себя за налоговиков или службу судебных приставов. Она оплачивает счета регулярно и в срок, но уже несколько месяцев должна всем – от коммунальщиков до судебных приставов. Последнее сообщение-ультиматум Екатерина Веселова из Перми получила накануне. Не оплатите долг за воду – арестуем счета и закроем выезд из страны. Насторожил незнакомый номер. И то, что сомнительные письма приходят не в первый раз. "Псевдогаишники, псевдоприставы, псевдокоммунальные счета. Приходят номера реквизитов, причем они каждый раз разные, на которые нужно оплатить тот или иной долг", - рассказала жительница Перми Екатерина Веселова. С таким скепсисом к звонкам и СМС от имени коммунальщиков и госструктур относятся далеко не все. Татьяна Сафонова – фотомодель. Голос в телефонной трубке представился – налоговая, и потребовал погасить задолженность. Все вопросы можно выяснить по короткому номеру. Который, как выяснилось, принадлежал мошенникам. "Несколько раз звонила, списали несколько тысяч рублей", - рассказала жительница Ростова Татьяна Сафонова. Звонки от имени налоговой или банка - новый вид мошенничества, и он стремительно набирает обороты. В контакт с потенциальной жертвой обычно вступает робот. Голос автоответчика выдает минимум данных, чтобы создать стрессовую ситуацию, при этом информации не достаточно для взвешенного решения. Нужны подробности – вот номер телефона. Который сам по себе – ловушка. "Это автоматическое списание денег. То есть когда человек звонит не каким-то злоумышленникам, которые выведывают пароли, PIN-коды и паспортные данные, а просто звонок на платный номер. В этом случае все происходит быстро и автоматизировано", - рассказал руководитель аналитического центра "Зикурион" Владимир Ульянов. Такие же роботы рассылают письма на электронную почту. Например, с вашего ящика приходит много спама, чтобы подтвердить, что это именно вы, пройдите процедуру подтверждения. А дальше пошаговая инструкция, которой следует обманутый пользователь, обеспечит мошенников всей необходимой информацией. Верят не все, кто-то может даже не заметить, что со счета списали деньги – бывает, киберпреступники крадут немного, но у большого числа жертв. "В прошлом году мошенники увели с банковских карт россиян 650 миллионов рублей. Это на 15% меньше, чем годом ранее. Но, по итогам этого года ожидается рост на те же 15% до 750 миллионов рублей потому что злоумышленники совершенствуют свои схемы", - рассказала Анастасия Алексеевских. Неофициальная статистика еще масштабней - ежегодно с банковских карт россиян уводят миллиарды рублей. Ведь далеко не все, кого удалось обмануть, идут жаловаться. Чтобы не попасться на удочку тех, кто охотиться за персональными данными под чужим именем, достаточно соблюдать простое правило, говорят эксперты. "Вступать в контакты можно только тогда, когда вы – активная сторона. Если вам позвонили по телефону – вы-пассивная сторона. Поэтому ничего такого, чего от вас хотят, делать нельзя. Если вам позвонили и сказали позвонить по какому-то другому номеру и вы звоните – вы опять пассивная сторона. Потому что вы делаете то, чего от вас хочет неизвестно кто", - рассказал финансовый омбудсмен Павел Медведев. То есть, представились сотрудниками банка – перезвонить обязательно. Но только по официальному номеру – он есть на каждой пластиковой карте. Контакты любой государственной службы можно найти в интернете. И даже если информация, которую прислали в СМС или сообщили по телефону, действительно встревожила, реагировать моментально, не задумываясь, нельзя. Ведь именно на это рассчитывают преступники.