Интервью: Инциатива "Один пояс и один путь" содействует продвижению долгосрочных экономических интересов всех стран центральноазиатского региона - узбекский эксперт
Ташкент, 11 августа /Синьхуа/ -- Ведущий научный сотрудник Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте Республики Узбекистан Аббос Бобохонов поделился со своим мнением о роли проекта "Один пояс и один путь" в развитии региона Центральной Азии: Современные тенденции глобализации обуславливают необходимость поиска новых форм и эффективных методов межгосударственного и межрегионального сотрудничества. Для стран Центральной Азии в данном процессе приоритетами являются устойчивое развитие, диверсифицированный выход на мировые рынки, модернизация национальных экономик. В данном контексте инициатива КНР "Один пояс и один путь" нацелена на продвижение долгосрочных экономических интересов всех стран региона. С давних времен по территории современного Узбекистана пролегал Великий шелковый путь, где сходились многочисленные торговые маршруты, происходил интенсивный взаимообмен между культурами. В древнекитайской литературе часто упоминаются Ташкент, Самарканд, Бухара и Хива, внесшие существенный вклад в развитие мировой цивилизации. Узбекистан поддержал инициативу председателя КНР Си Цзиньпина о создании "Экономического пояса Шелкового пути" - неотъемлемой части "Пояса и пути". В Пекине на международном форуме президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев представил позицию страны по дальнейшему совершенствованию и развитию данного проекта. Безусловно, Узбекистан заинтересован в реализации крупных проектов в сфере транспорта, энергетики, торговли, инвестиций и высоких технологий в Центральной Азии, где сосредоточены богатейшие природные, производственные и человеческие ресурсы. "Один пояс и один путь" предоставляет возможность странам-участницам в полной мере задействовать свой потенциал, взаимодополнить экономики друг друга, стимулировать торговлю и инвестиции. Принимая во внимание колоссальный финансово-экономический потенциал инициативы "Экономического пояса Шелкового пути", особенно важно предметно определить конкретные совместные проекты, в первую очередь, в сфере развития инфраструктуры и создания новых промышленных мощностей. Для Узбекистана особое значение приобретает дальнейшее развитие созданной в 2013 году свободной экономической зоны "Джизак", на территории которой китайским инвесторам предоставлены благоприятные условия и преференции. Индустриальный парк "Пэншэн", созданной на базе СЭЗ "Джизак", ориентирован на создание современных высокотехнологичных промышленных производств. Он выпускает конкурентоспособную продукцию с высокой добавленной стоимостью. Как подчеркнул президент Узбекистана, общим приоритетом должно стать строительство по линии "Экономического пояса" интегрированных промышленных парков высоких технологий и научно-инновационных кластеров, образование свободных и специальных экономических зон для создания современных производств конкурентоспособной и наукоемкой продукции. В этой связи важно обеспечить привлечение финансовых возможностей проекта "Один пояс и один путь", в частности, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Символично, что Ташкент одним из первых поддержал инициативу КНР о создании АБИИ и был включен в состав его учредителей. В ходе международного форума "Один пояс и один путь" китайская сторона выразила готовность выделить дополнительные средства в помощь развивающимся странам, участвующим в строительстве "Экономического пояса". В целях формирования благоприятных условий для привлечения иностранных партнеров в создание современных производств по глубокой переработке минерально-сырьевых и сельскохозяйственных ресурсов, а также комплексного использования производственного и ресурсного потенциала Самаркандской, Бухарской, Ферганской и Хорезмской областей в начале 2017 года президентом подписан указ о создании свободных экономических зон "Ургут", "Гиждуван", "Коканд", "Хазарасп". На территориях СЭЗ действуют особые налоговые, таможенные и валютные режимы, то есть это наиболее благоприятная среда для развития бизнеса зарубежных инвесторов, в том числе из Китая. Реализация инициативы "Экономического пояса" не обойдется без прямого диалога между бизнес-сообществами по обсуждению конкретных проектов сотрудничества. Это нужно для информированности деловых кругов наших стран о предлагаемых инициативах и проектах, углублению практического взаимодействия. Необходимо большее участие бизнесменов обеих стран в организуемых как в Узбекистане, так и в Китае ярмарках и выставках, других совместных мероприятиях. Сегодня в Узбекистане проводится политика либерализации и открытости для внешнего мира, которая еще более усиливает позиции страны не только в Центральной Азии, но и в мире в качестве перспективного и надежного партнера. В частности, в рамках визита президента Узбекистана в Китай было подписано 115 договоров в торгово-экономической и инвестиционной сферах на 23 млрд долларов. Узбекистан - одно из немногих государств не только на постсоветском пространстве, но и в мире, демонстрирующий на протяжении более 10 лет стабильный экономический рост. По прогнозам экспертов Всемирного банка, рост экономики Узбекистана в 2017-2018 гг. сохранится на уровне 7,4 проц. Финансово-экономическая устойчивость способствует созданию благоприятных условий для привлечения зарубежных инвестиций, активизации контактов между деловыми и научными кругами. Инциатива "Один пояс и один путь" выступает значимой платформой для тесного взаимодействия всех заинтересованных сторон. --0--