В одном чёрном-чёрном городе
Возвращение во времена избирательных кампаний, которые проходили на фоне переизбытка чёрного пиара, имеет объективные причины, и их несколько. Во-первых, эта избирательная кампания стала достаточно конкурентной, она превратилась в политический (и совсем не любовный) треугольник: «Единая Россия» (читай команда Ивана Цецерского) пытается удержать власть, а другие две силы – «Справедливая Россия» и «Родина» - максимально играют на понижение ставок команды Цецерского. Второй причиной стало именно качество этих сил – все стороны абсолютно не чураются чёрных пиар-технологий, включая четвертую силу, которая выступает на стороне у «Единой России» - администрации Псковской области. Ну и третьей важной причиной, по которой оппозиционные силы активно стали прибегать к чёрному пиару, - невозможность противостоять оголтелому административному ресурсу, который в этот раз действующая команда «Единой России» использует особенно нескромно.Глава Пскова и его команда включили не только свои ресурсы (газета «Псковские новости» последние пару месяцев по объему пропаганды превзошла сама себя), но и другие прогосударственные СМИ, используя в качестве предлога для пиара любой мало-мальский способ выступить, вручить букет, возглавить делегацию, разрезать ленточку: такая активность была вызвана пониманием, что единороссы потеряли инициативу на старте кампании.Если атака псковской «Родины» на главу Пскова и городских единороссов была воспринята администрацией Псковской области по большей части индифферентно (её организатором, скорее всего, была одна из приближённых к губернатору Турчаку политперсон), то усиление «Справедливой России» вызвало неприятную реакцию региональных властей. Им пришлось отвечать.И здесь ещё один ключевой фактор возвращения на псковские выборы сомнительных пиар-технологий: ответить качественно в коридорах псковской власти оказалось некому. Да и без нужды выступать «в белом» (этот эпитет неизвестные «чёрные агитаторы» уже приклеили к лидеру псковского «Яблока» Льву Шлосбергу), если можно эффективно закидать конкурентов «чернухой».Лидеры «Родины», «Справедливой России» и «Единой России» стали самыми активными в этой избирательной кампании: их столкновение, по большому счёту, и привело к тому, что кампания из «белой» стала превращаться в «чёрную»В итоге «Родина», которая в этом сезоне задавала основные тренды избирательной кампании, первой ввела в неё и негатив. «Справедливая Россия», потерпевшая в предыдущей парламентской кампании 2016 года ощутимое поражение, по-прежнему предельно мотивирована получить значительное число мандатов в городской думе, в какой-то момент тоже верно выбрала главную цель атаки (главу Пскова), войдя в политический клинч с «Родиной», но потом очевидно по непонятным причинам сбавила обороты. Возможно, у команды Олега Брячака не хватило креатива и ресурсов, возможно, это затишье перед какой-никакой бурей. По информации «Псковской губернии», эсеры особое внимание уделили работе во дворах, и, возможно, на это ушли основные усилия в избирательной кампании.Пока же можно констатировать, что команда Цецерского смогла оправиться от ударов (скорее даже, от толчков): благодаря тому, что «Справедливая Россия» атаку, анонсированную в июне, продолжать не стала, а городские ЛДПР и «Яблоко» в этой избирательной кампании пока не обозначились ровным счётом ничем, нападки «Родины» на Цецерского не наносят главе Пскова и его команде большие репутационные потери. Но при этом продолжают играть на руку отделению, возглавляемому Константином Вилковым: коллеги по оппозиции почему-то оставили «родинца» один на один с главным источником рейтинга.Применение «чёрных технологий» в агитационных СМИ и наклеек, появившихся по городу, тоже в наименьшей степени коснулось именно «Родины» и «Единой России», что заставляет предполагать: расклад по продвижению именно этих двух политических сил вполне устраивает администрацию Псковской области. Тем более что электорат «Родины» и «Единой России» практически не пересекается, и нынешние нападки Вилкова на Цецерского приносят «родинцы» голоса не сторонников единоросса, а электората ЛДПР, «Справедливой России» и отчасти КПРФ. Поэтому смех (неуместный) руководителя регионального отделения «жириновцев» Антона Минакова над тем, что «Родина» - конкурент ЛДПР, возможно, была бы оправдана, если бы партия работала на выборах. Но за месяц до выборов либерал-демократов не видно и не слышно.Показательно то, что ЛДПР также не особо были отмечены в «черных агитках»: их бездействие вызвало соответствующее безразличие черных политтехнологов.При этом и администрация Пскова, и Псковская городская дума всё это время продолжали предоставлять поводы для критики, которыми по факту не пользовался никто, кроме СМИ и отчасти «Родины»: и пресловутая тема лошадниц, и уголовное дело директора ОАО «Псковжилстрой» (и, как следствие, проблема сдачи школы в Борисовичах), и масса других болевых точек, которые оппозиция не отработала от слова совсем.У оппозиции остается не более недели для того, чтобы активизировать процесс и попробовать сосредоточить удар на действующей власти: во-первых, меньше, чем за две недели, ни одна информационная кампания просто не сработает. А во-вторых, не надо быть экстрасенсом, чтобы спрогнозировать самую активную волну «черного пиара» именно в последние дни кампании. И достанется, без сомнения, в первую очередь именно оппозиции.Правда, надо повториться, что далеко не вся оппозиция мотивирована на борьбу, и это стало очевидным трендом этой кампании. Во-первых, мы ещё увидим снятие кандидатур спойлеров, и их будет немало. Во-вторых, реальную мотивацию демонстрируют «Единая Россия», которая, собственно, хочет сохранить контрольный пакет акций в гордуме, партия «Родина», задача которой в большей степени - ослаблять позиции непосредственного главы Пскова Ивана Цецерского в плане губернаторских амбиций, и «Справедливая Россия», которая мотивирована добиться неудовлетворительного в целом результаты «Единой России» и донести тем самым до администрации президента, что команда Турчака политически не контролирует ситуацию в регионе. ЛДПР, как и «Яблоко», очень ярко продемонстрировали, что вполне готовы довольствоваться одним мандатом: их (при преодолении 5-процентного барьера) получат действующие депутаты Сергей Барабанов и Артур Гайдук соответственно: так как 5 процентов и для тех, и для других практически гарантированы, а 17 процентов (приблизительно столько нужно для получения второго мандата по списку) недостижимы, обе партии демонстративно показывают отстутствие мотивации в ведении политической борьбы. И если для ЛДПР это особенно не чувствительно, то для некоторых сторонников демократов стало серьёзным разочарованием применимо именно к кампании на выборах депутатов гордумы.