НПФ Сбербанка соберет клиентов в пансионаты
Масштабный проект создания сети учреждений для пожилых людей разрабатывает негосударственный пенсионный фонд (НПФ) Сбербанка. Предполагается, что предложение в таких центрах будет комплексным — от пребывания до реабилитации, как в составе пенсионных и страховых продуктов, так и для обычных клиентов. Причем с учетом довольно высокой цены пребывания в подобных пансионатах клиенты НПФ вряд ли будут их основными посетителями.
Заказ на разработку бизнес-концепции создания сетевой инфраструктуры для проживания и ухода за пожилыми людьми, включая клиентов фонда, НПФ Сбербанка разместил на сайте госзакупок. Начальная стоимость контракта составляет 2,9 млн руб.— за эти или меньшие деньги подрядчик должен разработать концепцию сети, прототипы продуктов для будущих клиентов и провести тестирование в целевых клиентских группах. Заявки на конкурс принимаются до вторника, сама концепция должна быть готова до 15 октября. Детали проекта в пресс-службе Сбербанка вчера комментировать отказались, переадресовав в пенсионный фонд. В НПФ Сбербанка также воздержались от комментариев.
Вместе с тем, по сведениям источников “Ъ”, НПФ Сбербанка в этом проекте ориентируется на опыт другого крупного игрока — НПФ «Благосостояние». В Московской области с использованием средств этого фонда уже возведен центр медико-социальной реабилитации «Монино». В планах до 2020 года возвести еще несколько подобных центров. Совокупные инвестиции «Благосостояния» в строительство такой сети собеседники “Ъ” оценивают в 4 млрд руб.
Проект НПФ Сбербанка прорабатывается как более масштабный и комплексный. Если «Монино» ориентирован прежде всего на предоставление услуг по реабилитации, то центры Сбербанка должны также предлагать услуги по постоянному проживанию и уходу. Предполагается, что услуги центров будут предоставляться как в рамках пенсионных и страховых продуктов, так и на рыночной основе. Причем второй канал с высокой вероятностью будет основным. В настоящее время ценовой ориентир составляет, по данным источников “Ъ”, 70–75 тыс. руб. в месяц. При этом по итогам первого квартала средний ежемесячный размер выплаты по ОПС составил всего 2,3 тыс., по НПО — 3,3 тыс. руб. И даже с учетом роста средних счетов и выплат к 2025 году платежей за услуги реабилитационных центров они не покроют. Так что этот проект НПФ Сбербанка выглядит в большей степени как прямые инвестиции в сопутствующий бизнес.
Срок окупаемости подобных проектов напрямую зависит от профиля центров. «Проекты в сегменте классической реабилитации имеют период окупаемости до десяти лет и меньше. Если проект предусматривает только уход, то период окупаемости может составлять до 25 лет»,— поясняет управляющий директор УК «РВМ Капитал» (в интересах НПФ «Благосостояние» ведет проект «Монино») Феликс Блинов. При этом сам проект «Монино» активно развивается — сейчас центр состоит из двух корпусов, которые могут принять до 120 пациентов. Согласовано строительство еще одного корпуса, который сможет принять дополнительно до 100 пациентов. Стоимость реабилитационных услуг в центре «Монино», которая указана на его сайте,— до 6,5 тыс. руб. в сутки. Еще более высокий ценовой ориентир — от 6 тыс. руб. за сутки пребывания — ставит и другой игрок, О1 Group Бориса Минца. Компания возводит пансионат для пожилых людей в Подмосковье. Хотя господин Минц выступает бенефициаром одной из крупнейших пенсионных групп «Будущее», средства НПФ в этом проекте не используются — его кредитором выступает Сбербанк. «Для НПФ проект может быть интересен на стадии, когда он генерирует стабильный денежный поток. Кроме того, НПФ как инвестора может интересовать наличие реального обеспечения по бумагам и рейтинга, достаточного для инвестирования пенсионных накоплений»,— отмечает гендиректор НПФ «Будущее» Николай Сидоров. «Мы внимательно изучаем этот рынок, но он пока еще крайне мал и непрозрачен, для того чтобы в такие проекты можно было инвестировать средства пенсионных фондов»,— говорит исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев.
Бизнес по содержанию домов престарелых широко развит в Европе и США. «Однако мало кто из современных россиян с активной жизненной позицией (в том числе клиенты НПФ) связывает с ними свое будущее»,— отмечает гендиректор НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» Денис Рудоманенко. И, по его мнению, это может стать «самой большой проблемой в вопросе окупаемости проекта».