«Внутрирегиональной фронды не существует». Калининградская область зависит от федерального центра на 99 %
«Долго не хотели, чтобы область стала особой экономической зоной» В среду, 9 августа, законопроект о продлении в Калининградской области режима ОЭЗ до 2095 года и введении новых налоговых льгот для ее резидентов был внесен в Государственную думу. В правительстве РФ поддержали инициативу региона, если одобрят депутаты и сенаторы, документ отправят на подпись президенту. Поправки в законодательство, как писал «ФедералПресс», калининградцы отстаивают всей командой. Процесс разработки и согласований начался еще в прошлом году, и только к июню были преодолены разногласия с федеральным центром по поводу того, как именно стимулировать бизнес и инвесторов вкладывать средства в янтарный край, отрезанный от основной территории России. Географическая особенность области диктует особое к ней отношение, уверены калининградские эксперты. «Федеральные власти должны стремиться к тому, чтобы уравнять нас со всей Россией с точки зрения равных возможностей, – считает первый заместитель секретаря Калининградского регионального отделения партии «Единая Россия», депутат Госдумы шестого созыва Андрей Колесник. – Как-то поспорил с одними высокопоставленными руководителями: долго не хотели, чтобы Калининградская область стала особой экономической зоной. Предложил им из Калининграда на автомобиле поехать в Москву. Оказалось, у них нет визы. О каких равных возможностях можно говорить, если вы без визы не можете поехать в Москву? Есть трудности с доставкой грузов. Во всяком случае, мы не можем добраться до других регионов России, не попадая на территории других, к сожалению, не всегда дружественных нам государств». Зажатый между Литвой и Польшей субъект федерации больше других ощущает на себе влияние внешнеполитических факторов. «Отношения между Россией и Европой сразу же отражаются на нас, – отметил президент Балтийского делового клуба (БДК), председатель совета директоров Рыболовецкого колхоза «За Родину», экс-министр сельского хозяйства Калининградской области Сергей Лютаревич. – К примеру, если российские власти говорят, что президент Литвы приняла какое-то неверное решение, то литовцы тут же останавливают наши машины на границе и проверяют один грузовик по два дня. В России об этом уже давно забыли, где-нибудь в Брянске про это и не слышали, а у нас может выстроиться очередь из грузовиков на пол-области, которые не могут вывезти продукцию». «Отношение ФТС должно быть более лояльным» С 2002 года реализуется федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2020 года. В ее рамках предусмотрен целый комплекс мер, направленный на формирование новой модели экономического развития и комфортной среды для населения. Развитие транспортной и инженерной инфраструктуры Калининграда также финансируется программой подготовки к чемпионату мира по футболу. Вливания в регион идут и по линии других федеральных программ. Как отметил Сергей Лютаревич, федеральные власти действительно уделяют стратегическому региону большое внимание, но есть и сильная зависимость от федеральных структур. В том числе в банковском секторе – в Калининградской области расположены в основном филиалы банков «из большой России», соответственно, решения о кредитовании бизнеса принимаются, как правило, не в этом регионе. Но главное для бизнеса – это долгосрочные правила игры. «Мы очень рассчитываем на то, что изменений не будет в рамках контрсанкий. В Калининградской области многие предприятия – и в сельском хозяйстве, и в рыбной промышленности – получили развитие именно благодаря принятым решениям. Мы хотели бы, чтобы эти правила не поменялись», – высказался глава БДК за продление протекционистской политики. Долгие годы область сотрясали волнения, связанные с деятельностью таможни и других федеральных органов надзора и контроля, рассказал на правах анонимности один из представителей нового состава правительства. По словам эксперта, это были серьезные государственные споры между федеральными и региональными властями и между конкретными людьми. Региональная власть выступала на стороне предпринимателей, говоря, что таможенники, пограничники, Россельхознадзор предъявляют чрезмерные требования, действуют несистемно и непрозрачно, в результате чего бизнесмены не могут спрогнозировать издержки и риски. В последнее время, как считает собеседник «ФедералПресс», ситуация немного успокоилась: не всех целей добились, со многим смирились, но в экономике чем стабильнее, тем лучше. Стоимость пересечения границ по-прежнему дорогая, логистика не раскручивается, а это первое звено в цепочке ценообразования. «Важно, чтобы отношение Федеральной таможенной службы к нашей области было более лояльным, потому что товар, который произведен в Калининградской области, оформляется для поставки в другие регионы России гораздо сложнее, чем импортная продукция, – прокомментировал нынешнюю ситуацию Сергей Лютаревич. – Надо упростить эти правила. Понятие «черное дыра» (после развала Союза в области контрабанда была распространенным явлением, – прим. авт.), ярлык, который на нас повесили, – это глупость. Пусть посмотрят, как ввозится сюда и вывозится товар, как он здесь производится. Кругом одни границы, попробуй вывезти что-нибудь». «Оппозиции федеральному центру нет» Несмотря на существующие противоречия, отношения между представителями Калининградской области и федеральными чиновниками всех мастей нельзя назвать противостоянием. «Внутрирегиональной фронды не существует, – констатировал управляющий партнер инвестиционного фонда Lighthouse capital, предприниматель и экс-сенатор Николай Власенко. – Федеральный центр не будет никого ломать через колено, региональные мнения тоже учитываются. В регионе нет серьезного бизнеса, соответственно, нет тех людей, которые готовы вкладывать серьезные деньги в политические процессы. Вся работа региональных политиков – выстроить взаимоотношения с федеральной властью. Никакой самостийности. Тем более, у нас чувствительный регион, не дай бог тебя заподозрят в каком-то сепаратизме – это клеймо на всю оставшуюся жизнь. Поэтому серьезной оппозиции федеральному центру у нас нет». Влияние федерального центра на политические процессы в регионе директор Калининградского социологического центра Сергей Цыпленков оценил так: «По десятибалльной шкале – 9,5. Все решения принимаются в федеральном центре, сюда они в лучшем случае транслируются. Это касается не только Калининградской области, но и страны в целом – все решается в Москве. Транслируются и через кадровые назначения, и через принятие законов». А также «через правоохранительную систему, избирательную систему, через федеральные общественные движения, через работу с региональной властью», добавил анонимный источник в администрации региона. Сергей Лютаревич оценил степень влияния в 99 %. «И все это чушь, что мы рассказываем про политическую самостоятельность. Если брать партийную составляющую, то «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР – это все федеральное согласование и федеральное одобрение», – считает он. По мнению собеседников «ФедералПресс», гораздо меньше влияние центра заметно на муниципальном уровне – там сильна зависимость, прежде всего, от руководства областного правительства. «Федеральный центр оказывает на политические процессы в регионе значительное влияние, но не вдаваясь в мелкие подробности, – пояснил доцент БФУ имени Канта, политолог Владимир Абрамов. – Задается направление, а что касается его реализации на местах – это уже «как у вас самих получится». «Федеральный центр в лице Путина влияет очень сильно» Однако в последнее время влияние федерального центра существенно возросло, полагает один из бывших чиновников областной администрации, также попросивший не называть его имени. «Думаю, сегодня администрация президента очень жестко контролирует политическую составляющую во всех проявлениях, начиная с договоренностей с партиями и заканчивая деятельностью врио губернатора Алиханова. Наверняка его консультируют, курируют от и до: как реагировать, где появляться», – предположил эксперт. Но если у нового главы Калининградской области возникнут сложности, ему окажут помощь, убежден наш собеседник, и такая поддержка не является само собой разумеющимся. «Федеральный центр контролировал губернаторов всегда, но не всегда помогал. То есть может быть так: стал губернатором – плыви, сделал что-то неправильно – исправляй. А может быть и вот так: у вас проблемы? Тогда делаем вот так. За руку водят далеко не всегда. На сегодня, думаю, в администрации президента понимают, что Антону Алиханову надо освоиться в регионе, поэтому до выборов будет не только контроль, но и помощь». Напомним, Антон Алиханов официально был назначен врио губернатора Калининградской области 6 октября 2016 года, но обязанности председателя правительства он исполняет с 30 июля прошлого года. В янтарный край он приехал из Москвы в 2015 году, получив назначение на должность зампредседателя правительства. Самый молодой руководитель региона в России – один из четырех кандидатов на выборах губернатора области, которые пройдут в единый день голосования 10 сентября. На высокий пост также претендуют лидер регионального отделения КПРФ Игорь Ревин, координатор местного отделения ЛДПР Евгений Мишин и член партии «Зеленые» Екатерина Тимофеева. Назначение Антона Алиханова на должность врио, как считают многие опрошенные нами эксперты, является одним из примеров влияния федерального центра на политические процессы в регионе. Прежде всего, речь идет о влиянии российского лидера, говорит политконсультант Анатолий Ромашко: «Самый главный аргумент в пользу Алиханова – это то, что его нам дал Путин. Владимир Путин – авторитет безоговорочный. Поэтому федеральный центр в лице Путина влияет на политические процессы очень сильно, тем более, в нашем регионе, который остается плацдармом. Вокруг войска НАТО, мы потихоньку усиливаем здесь группировку войск. Группировку ранее сокращали, но в области осталось много людей, так или иначе причастных к военному ремеслу. Все понимают, что мы окружены недругами, хотя с удовольствием ездят в Польшу и Литву, но, тем не менее, мы в недружественном окружении. В такой ситуации сплотиться вокруг лидера – это нормально». По оценке политконсультанта, влияние правительства РФ и Госдумы на регион значительно меньше. «Рейтинг Медведева снижается. Правительство для людей – не очень понятная организация. Чем занимается Государственная дума, тоже люди не до конца понимают. Но правительство выделяет деньги и влияет на региональные законы, на то, будет ли тут особая экономическая зона», – напомнил Анатолий Ромашко. От правительства, и Госдумы во многом зависит благополучие Калининградской области, как, например, сейчас, когда решается судьба законопроекта, нацеленного на создание наиболее комфортного с точки зрения инвестиционной привлекательности режима. Поэтому и эти две федеральные структуры оказывают влияние на политическую и экономическую жизнь янтарного края.