Европейские храмы стали превращаться в многоквартирные дома
Пенсионерка Бори Голдшмидт из Утрехта относит себя к такого рода "энтузиастам церковной архитектуры". Убежденная атеистка, она сама уже много лет живет в стенах бывшей неоготической церкви, возведенной в 1901 году. "Сбылась мечта моего отца, который хотел, чтобы я ходила в церковь. Теперь тут проходит вся моя жизнь", - рассказывает Бори репортеру "Немецкой волны", побывавшему у нее в гостях. Комната женщины располагается на месте крестильной купели. Под крестово-купольными сводами висит люстра, на стенах сохранились элементы орнамента в стиле модерн. А в пристройке спрятан колокол - он звонит по новорожденным или умершим. Другой обитатель необычного дома - католик Хэнк Тромп. Прямо здесь, в ванной, появился на свет его первенец. "Если честно, я был критически настроен к тому, чтобы жить в этих стенах, рожать здесь детей. Но потом решил: если епископы это одобряют, то почему я должен сомневаться", - говорит голландец. Как отмечает "Немецкая волна", Утрехт по праву гордится своими красивыми церквями, их в городе более тридцати, но далеко не все используются по прямому назначению - многие пустуют. Или переделываются в апартаменты - и так по всей стране. Порой единственный шанс спасти их от сноса или разрушения - превратить в коммерческие объекты. Портал archi.ru приводит в качестве примера еще один бывший дом молитвы в Утрехте - католическую церковь Святого Якова. Теперь это частный жилой дом с видом на набережную. Службы здесь прекратились еще в 1990-е годы, а в 2007 году в здании была проведена основательная реновация - и дом с гостиной, рабочим кабинетом, спальней, санузлом и другими помещениями был сдан в эксплуатацию. Там, где находился алтарь, устроили кухню, старые церковные скамейки стоят вдоль обеденного стола. При этом конструкция - стены, колонны, арки - осталась прежней. В частный дом превратили и деревянную церквушку 1930 года в Роттердаме. До того, как туда переселились люди, внутри в последние годы и вовсе размещался салон по продаже и сборке автомобилей. Голландские церкви переделываются не только в жилые дома, но также в офисные центры, библиотеки, гостиницы. Из монастыря XV века в Маастрихте сделали отель. Церковь крестоносцев на территории комплекса стала рестораном. На алтарном месте теперь бар, где постояльцы устраивают шумные вечеринки. Подобное трудно представить в странах Южной и Центральной Европы, где сильна католическая традиция (Испания, Италия, Польша), или в православной Греции. Однако запустение голландских церквей объяснимо: с каждым годом число верующих в Нидерландах неуклонно снижается. Если в 2006 году хотя бы 34% подданных королевства объявляли себя последователями христианства, то в 2015-м лишь четверть населения страны выражала приверженность одной из христианских конфессий. Также два года назад 67,8% опрошенных указывали, что не принадлежат ни к католической, ни к протестантской церкви. Сравним: в 1996 году в эту категорию входили 53% голландцев, в 1979-м - 43%, а в 1966-м - лишь 33%. А вот прогноз Агентства социального и культурного планирования: к 2020 году в Голландии будет насчитываться уже 72% равнодушных к религии. Согласно другому опросу, проведенному Свободным университетом Амстердама, атеистов в стране больше, чем верующих (25% против 17%). Большинство же жителей страны считают себя агностиками (31%) или "верящими во что-то такое за пределами человеческого разума" (27%). Комментарии Вахтанг Кипшидзе, эксперт по религиозной свободе Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ: - Превращение старых католических храмов Утрехта в жилье и вселение людей в церковные квартиры лучше всего определяется словом индифферентность. Это индифферентность к вере, к полноценной религиозной жизни, которая невозможна без посещения церкви. Конечно, первое, что приходит на ум, - желание сравнить это с печальным советским опытом, когда храмы переделывали в конюшни, тюрьмы, склады, клубы, спортзалы... И лишали таким образом их первоначальной сущности. Но это происходило все-таки насильственно. В Голландии же это, к сожалению, точно связано со стойкой и, наверное, уже необратимой индифферентностью к религиозной жизни. Татьяна Шишова педагог, психолог: - Храм, в котором устроено жилье, используется не по назначению. И люди часто, как жители храма в Утрехте, чувствуют "что-то", что не всегда могут написать. Это не может не сопровождаться всевозможным психологическим дискомфортом - смущением, беспокойством, угрызениями совести, попытками оправдаться. Подготовила Елена Яковлева