Войти в почту

«Мой лучший клиент работает на Белый дом»

О начале карьеры Я закончил факультет кибернетики и прикладной математики Киевского университета. На третьем курсе начал заниматься Magento, а в конце года уехал в Нью-Йорк по программе Work&Travel. Было лето 2009 года, мои сокурсники носились по заправкам и фастфудам, а я сидел в офисе и делал сайт для ювелирного магазина. Платили мне за это 500 долларов в неделю. С учетом того, что жилье мне оплачивали, это были неплохие деньги. Вернувшись в Киев, я понял, что хочу не просто разбираться в коде Magento, а хочу работать в этой компании. Я пришел в их киевский офис, сказал, что знаком с системой и уже делал проект с eCommerce платформой. Меня взяли сначала на позицию стажера, а на пятом курсе я попал в штат, став самым молодым разработчиком в команде. В 2009 году еще не было бума интернет-магазинов, тогда они считались экзотикой. Но волна надвигалась, и я решил ее оседлать. Тогда же я, к своему удивлению, узнал, что половина Magento написана в Киеве, где сидела довольно большая команда разработки. Я работал программистом в отделе Professional Services, который занимался внедрением платформы для крупных клиентов. Это была потрясающая школа – мы столкнулись с проблемами роста платформы: шли сотни заказов, регулярно что-то ломалось, и приходилось постоянно обтачивать функционал. Помню, что за пять месяцев я сделал 270 правок блоков кодов в Magento и изучил систему, как свои пять пальцев. Нас с коллегами стали звать на конференции в США, Австрию и Россию в роли экспертов на различных проектах. Платформа семимильными шагами шла вперед и применялась на самых крупных интернет-магазинах в мире. Мы были первые, и у нас все учились. Кирилл Морозов. Здесь и далее: фото Маши Парфитт. Из Киева меня начали отправлять в командировки в Штаты. В Лос-Анджелесе я несколько недель оптимизировал систему для TOMS Shoes, а в Небраске помогал внедрять платформу компании Gallup, которая продает статистические отчеты и социологические исследования. Помню, был поражен работоспособности американцев, когда случайно заглянул в офис одной из компаний во время февральского Presidents' Day. Почти все сотрудники находились на своих рабочих местах, хотя это был официальный праздник, и вся страна отдыхала. О eBay и Google В 2011 году eBay купил акции Magento, и это позволило платформе получить кредит доверия от будущих клиентов и выйти на крупный промышленный сегмент, на холдинги. После этой сделки большой бизнес стал серьезнее относиться к Magento. В итоге я и мои коллеги стали сотрудниками eBay, и началась массовая миграция: кто-то переехал в Штаты, кто-то перешел в PayPal, который был подразделением eBay. Лично для себя я увидел классную возможность реализовать идеи внутри большой компании. Так, в 2015 году eBay запатентовал мою технологию использования прямого соединения сервера с платежным шлюзом напрямую из браузера клиента. Обычно при оплате картой вы переходите с сайта магазина на другую страницу. Я придумал, как сделать, чтобы покупатель вводил данные карты прямо на странице оформления товара и чтобы они не попадали на сервер к продавцу. eBay заплатил за регистрацию этого патента 20 тысяч долларов. Позже eBay и Magento расстались, поэтому дальнейшая судьба патента мне, увы, неизвестна. Когда я работал в eBay, мной начали активно интересоваться ребята из Google. Я сходил на встречу, где мне предложили развитие в роли админа/DevOps. Подумав, я отказался. Мне нравилось работать с клиентами и крупными проектами, ездить в командировки. Администрирование после этого, пусть даже в Google, выглядело довольно унылой перспективой. Позже я запустил Magento на Google App Engine и сейчас в том числе занимаюсь обновлением этого проекта для Magento 2. В Штаты жить я так и не уехал, зато на несколько месяцев отправился в Австралию. Агентство eWave хантило людей, хорошо знающих Magento, и я был в их числе. Я уволился из eBay и полетел на разведку в Сидней. Коллеги из агентства там как раз запустили локальные интернет-магазины Nike и Canon, и мне было приятно поработать над большими проектами. В целом все было классно, но после США мне показалось, что у австралийцев какой-то замедленный ритм жизни. А еще у меня забеременела жена, которой не очень подходил местный климат. Она из Москвы, поэтому мы решили, что пришло время пожить в России. О Magento Уход из большой компании редко дается легко. Ты начинаешь думать – а как же страховка и соцпакет, а как же зарплата, в конце концов. Но если хочется самостоятельности, ты просто себя пересиливаешь и не обращаешь на эти мысли внимания. Для меня карьерный уровень определяется не позицией в большой компании, а тем, насколько сильно мои решения влияют на других людей. То есть на работу десятков магазинов и действия тысяч покупателей. После возвращения из Австралии я начал сотрудничать с различными компаниями и студиями (например, Komplizierte Technologien). Так, в августе 2015 года под моим техническим руководством был запущен магазин Tvoe.ru. Позже, когда в России вступили в силу поправки к ФЗ-152 о персональных данных, я помог перевезти «Снежную королеву» – то есть сайт snowqueen.ru – из Германии в московский дата-центр. Мы также запустили версию этого сайта на китайском языке. В 2016 году я понял, что хочу глубже погрузиться в технический консалтинг и сосредоточиться на реализации масштабных eCommerce-проектов. Я запустил компанию Morozov Group. Это небольшая команда из четырех человек, включая меня и жену. Жена занимается всей маркетинговой частью и продажами, я отвечаю за разработку. Клиентов находим по знакомству и через Linked In, во время пресейлов, используем контекстную рекламу. Скоро будем участвовать в тендерах. Мы не гонимся за большим количеством маленьких клиентов, наша цель – стать официальным партнером Magento. Это позволит вести драку за крупный сегмент – например, розничные сети, заводы, B2B-сектор. Я готов сделать магазины для всех московских аэропортов. Например, интернет-магазин франкфуртского аэропорта, который обслуживает 61 млн человек, работает на Magento. Пока вы летите в самолете или едете в такси, можно заказать покупки в duty free, и к трапу все принесут. Насколько знаю, в России о подобном задумывается только «Шереметьево». Я работаю в промышленном сегменте и берусь за проекты с каталогами от ста тысяч позиций и тысячами ожидаемых клиентов. Обычно за такие проекты платят не меньше миллиона рублей. Это не такая уж заоблачная сумма: контракты долгосрочные, и деньги уходят на зарплаты хорошим программистам. В России у меня несколько десятков клиентов, за границей из самых крупных – Bragard и Royal Robbins. Bragard шьет именную форму, компания существует на рынке 80 лет и сосредоточена на люкс-сегменте. Ее клиенты – отели, авиакомпании, казино, рестораны и Белый дом. Тот самый, который в Вашингтоне. Я стал работать с Bragard благодаря старым связям в Нью-Йорке. Мой приятель пришел туда техдиром и перевез их онлайн-магазин на Magento. До этого там все было по старинке: сидели операторы, получали факсы, вручную вбивали в компьютеры заказы. До знакомства с Magento я испробовал десятки разных платформ – Joomla, WordPress, Битрикс и так далее. Битрикс очень популярна в России, но она, конечно, попроще Magento и при этом у нее проблемы со стройностью архитектуры. Совсем недавно ребята из Битрикс хвастались своей технологией композитного дизайна. У Magento она была с 2014 года. Просто компания акцентировала внимание не на этом, а на своем маркетинговом функционале. Сегодня в сегменте электронной коммерции Magento занимает солидную долю мирового рынка (смотрите статистику – прим. Rusbase). На ее платформе работают Nike, Coca Cola, Burger King, Samsung, Canon, Gucci и другие известные бренды. Из Киева я плотно работал с компанией Ford. Там была уникальная ситуация – надо было реализовать решение, когда каждый из 4000 автодилеров заходит в систему, ставит цену со скидкой на любой из 2000 товаров, а клиент, попадая на сайт магазина, видит цены конкретного дилера в конкретном штате. То есть все региональные офисы Ford получили возможность выставлять свои цены. Тогда мы впервые реализовывали крупнейшую в мире настраиваемую платформу Magento eCommerce, часть которой я писал сам. Оптимизировали базы данных и калькуляцию цен. На российском рынке на Magento работают магазины «Ашан», «ТВОЕ», «Снежная королева», L'Oreal. С этой же платформы, насколько мне известно, начинала Lamoda. В России Magento не очень популярна примерно по той же причине, почему не все здесь ездят на «мерседесах» (смотрите статистику по российскому рынку – прим. Rusbase). Это просто другой класс, а не какая-то одна из многочисленных CMS. По сути, это серьезное промышленное решение, рассчитанное на крупных клиентов, которые хотят гибкий продукт «под себя». Жаль, что Москве до сих пор нет официального представительства компании, и на всю страну – лишь три-четыре компании-интегратора, которые делают интернет-магазины на Magento. Я был поражен, когда узнал, что никто в России не умеет нормально готовить хостинг для таких систем, как Magento. Эта платформа рассчитана на большие нагрузки, объемный каталог, тяжелые маркетинговые кампании. Magento довольно прожорливая, любит «поесть» процессор. И хостинг должен быть к этому готов. Сейчас я решаю эту проблему и уже договорился о партнерстве с с одной из московских хостинговых компаний. Уверен, что с хорошим хостингом дела у Magento пойдут вверх. О eCommerce в России Отличия в подходах к созданию интернет-магазинов в России и на Западе довольно существенные. Там люди охотнее вкладываются в интернет, понимают, что это важная часть бизнеса. Здесь же eCommerce – далеко не приоритетное направление. Можно делать, а можно и не делать. Для офлайна бывает странно, почему конверсия из интернет-магазина ниже. Часто сталкиваюсь с завышенными ожиданиями – хотим миллион продаж в год. То есть несколько тысяч продаж в день! На Западе для меня открылось все многообразие решений в плане отношения к электронной коммерции. Некоторые компании интегрируют ее так глубоко, что начинают принимать все заказы только через интернет. Частично это объясняется особенностями градостроения. В России розница пока прекрасно может существовать без интернета: квартал высоток подняли, магазин открыли, и он не знает отбоя от покупателей. В Штатах или в Австралии, где города растут вширь, до ближайшего торгового центра надо ехать полчаса-час на машине. Поэтому всегда проще заказать что-то в интернете. Официальных партнеров у Magento в России всего два. Быть партнером – это значит в основном продавать платную платформу Magento Enterprise и помогать магазинам усиливать ее в плане функционала, внедрять интеграции с корпоративными системами. Не все в России готовы покупать Enterprise. Во-первых, это дорого (от 16 тыс долларов в год – прим. Rusbase). Во-вторых, иногда действительно лучше взять бесплатную Magento Community и нанять человека, который доведет ее до ума. Важно только понимать, что Magento – сложная система, и нанимать для работы с ней нужно сертифицированных специалистов. Далеко не все команды могут их потянуть. Поэтому берут людей подешевле, после чего начинаются вздохи из серии «ой, какая эта платформа сложная и тяжелая, давайте переедем на другую». Мой совет маленькому бизнесу – работайте с бесплатной Magento 2.0. Ее запаса прочности хватит на ближайшие 8-10 лет. Если нужен магазин без серьезных выкрутасов, то сумеете разобраться в коде. И не будет ни головняков, ни желания переехать на другую платформу. Материалы по теме: Полезная инструкция: как выбрать технологию для веб-проекта Как стартап с русскими корнями интегрирует VR и 3D-технологии в ведущие международные компании Ошибка при использовании ПО может стоить вам дорого. Как себя обезопасить?

«Мой лучший клиент работает на Белый дом»
© RB.ru