Войти в почту

Курганская служба такси предлагает сделать частных перевозчиков самозанятыми Правительство Курганской области совместно с депутатами областной думы и сервисом заказа такси «Максим» работают над законодательной инициативой, призванной легализовать работу частных водителей в статусе самозанятых. Осенью законопроект рассмотрит региональный парламент, а затем планируется отправить документ в Госдуму. Авторы инициативы предлагают юридически закрепить в законах понятие «самозанятый гражданин» и возможность получать этот статус без регистрации ИП, а с водителей взимать через агрегаторов такси фиксированную плату за патент. Эксперты отмечают, что легализация самозанятых таксистов увеличит поступления в бюджет, однако не решит вопрос качества и безопасности перевозок. Директор сервиса «Максим» Максим Шушарин представил на Международном евразийском форуме «Такси» в Москве систему легализации частных водителей, предлагаемую перевозчиком и властями Курганской области. Как сообщают в пресс-службе компании, нововведение поможет максимальной легализации рынка, привлечет миллиарды рублей ежегодных дополнительных доходов в бюджет и позволит повысить качество перевозок. «Частные водители конкурируют с официальными перевозчиками и одновременно решают общую задачу удовлетворения спроса на услуги такси. Силами одних таксопарков этого еще никогда не удавалось сделать,— говорится в сообщении сервиса такси „Максим”.— Однако частные водители не имеют возможности работать в такси на законных основаниях. У них нет наемных работников, их доходы нерегулярные и не настолько большие, чтобы регистрировать ИП, получать разрешение на деятельность такси, платить все налоги, заниматься бухгалтерией и отчетностью». По мнению господина Шушарина, для решения проблемы нужно юридически закрепить в российском гражданском и налоговом законодательстве понятие «самозанятый гражданин». Этот статус водители должны получать без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Налогом с самозанятых станет приобретение ими по фиксированной цене — не более 1 тыс. руб. в месяц — патента на право работать. Также он предлагает наделить агрегаторов правом выступать администраторами налоговых платежей для таких водителей. Эту практику авторы инициативы предлагают распространить не только на службы такси, но и на «любые другие сервисы, соединяющие заказчика и исполнителя». Таким образом, по их мнению, удастся вывести из тени миллионы граждан, занимающихся перевозками, сдачей квартир в аренду, услугами репетиторов, грузчиков и т.д. «Самозанятым гражданам достаточно будет обратиться за аккредитацией в тот сервис, с которым они хотят сотрудничать. Он обеспечит перечисление платы за патент, передачу информации в налоговую инспекцию и надзорный орган. Сервис будет следить за наличием всех необходимых атрибутов законного оказания услуги»,— поясняют в сервисе «Максим». Законодательную инициативу компания прорабатывает совместно с правительством Курганской области и депутатами. Как сообщил «Известиям» заместитель директора департамента экономического развития Зауралья Дмитрий Комогоров, осенью документ рассмотрит областная дума, а затем его направят в федеральный парламент. «Мы знаем, что такой проект в Думе есть: с ним выступал федеральный уполномоченный по правам предпринимателей, он прошел нулевое чтение, его отклонили и отправили на доработку. Нам ничего не мешает проработать часть вопросов и выйти с инициативой от нашей думы в Госдуму»,— цитирует издание курганского чиновника. По данным Аналитического центра при правительстве РФ, объем нелегальных перевозок в стране по итогам 2015 года превысил 116 млрд руб. — почти четверть всего рынка такси. По оценкам компании «Яндекс», сегодня в сфере услуг такси в России заняты более 700 тыс. человек. «Для большинства из них эта работа — источник дополнительного заработка, позволяющий преодолевать временные финансовые трудности,— говорит руководитель пресс-службы „Яндекс.Такси” Владимир Исаев.— Для таких людей крайне важна возможность получить статус самозанятых. Мы рассчитываем на то, что с введением этого понятия значительно упростится система налогообложения, процедура получения разрешений на перевозку пассажиров и багажа». По словам господина Исаева, «Яндекс» обсуждает свои предложения о статусе самозанятого гражданина с органами власти различных уровней и готов сотрудничать с другими участниками рынка в этом направлении. В России сегодня существуют два типа взаимоотношений между водителями и службами заказа такси, говорит адвокат по трудовым спорам, член экспертного совета комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Павел Андреев. Первый тип — это трудовые отношения, когда таксист является сотрудником компании и, как правило, работает на служебном автомобиле. По этой модели работают, в основном, компании, давно присутствующие на рынке. Второй тип — нетрудовые взаимоотношения, когда водитель либо является индивидуальным предпринимателем и платит 6% налог, либо не имеет статус ИП, и его взаимодействие со службой такси практически ничем не регламентировано. Последний вариант сотрудничества носит наиболее массовый характер. «Сама идея необязательной регистрации водителей в качестве ИП имеет право на существование. Ее смысл в том, чтобы хоть как-то закрепить правовой статус очень большой категории людей,— отмечает господин Андреев.— Но, помимо налогового аспекта, существует еще вопрос безопасности, который эта модель взаимоотношений не решает. Когда пассажир с таким таксистом попадает в ДТП, он может предъявить претензии только самому водителю как владельцу источника повышенной опасности, а служба такси за такие инциденты не отвечает. Поэтому параллельно нужно прорабатывать вопрос о страховании ответственности перевозчиков перед пассажиром». В таких категориях, как сдача квартир в аренду, репетиторство и услуги нянь, необходимости в переходе на предложенную курганской компанией систему нет, считает эксперт. «Аренда недвижимости вполне четко регулируется договорами. Если человек сдает квартиру по закону, он заключает договор, подает декларацию раз в год и платит налоги. Что касается услуг нянь, репетиторов и ряда других, то их и сейчас можно оказывать официально без регистрации ИП, заключив договор с клиентом как физлицо»,— утверждает господин Андреев. Артур Якушко

Максимальный статус
© Коммерсантъ в Челябинске