Русские узоры могут сделать товарным знаком. С таким предложением обратились ремесленники в Министерство промышленности и торговли, пишут "Известия". Производители готовы платить роялти за использование гжели, лишь бы убрать с прилавков китайские матрешки и турецкие Павлопосадские платки. Все закрашивается черным, только вот листочек остается. Тех, кому не знаком этот узор, в нашей стране найти получится вряд ли, но вот как он создается – знают немногие. Елена – одна из посвященных. Художница из Семенова – города, в котором хохлому, по сути, изобрели, каждую неделю преодолевает путь в 500 километров, чтобы выставить на продажу работы своих земляков. И бизнес, судя по всему, идет не очень. "Я за 100 рублей делают вот эту роспись. А например вот такая птичка в тату-салоне стоит 5000. Ее куда-нибудь чикнул. Два цветочка на ногте и вот две таких травинки 1500 стоят, а я за 1500 самовары пишу", - рассказала художница из города Семенов Елена Акифьева. И маникюр в стиле made in russia далеко не предел. В знакомой гамме раскрашивают все – от пачек пельменей, до роскошных внедорожников. Но теперь тех, кто использует для продвижения продукции народные мотивы, могут заставить за это платить. "Нужно, чтобы государство зарегистрировало в качестве товарных знаков образы художественных промыслов. СКЛ Таким образом возникает юридлическая база, на основании которой может развиваться лицензия", - рассказала президент ассоциации участников рынка туриндустрии Ирина Егорова. Сейчас сами названия "Гжель", "Хохлома" и "Жостово" защищены законом, но никто не запрещает продавать оформленные под гжель, хохлому и жостово кеды, купальники, чехлы для айфонов и раскрашивать в этом стиле целые ночные клубы или – как здесь – военную технику. Когда-то эти грозные орудия вселяли страх в сердца немецких летчиков. Зенитки принимали участие в обороне столицы и защищали небо над осажденным Ленинградом. Сегодня же их раскрасили под гжель и хохлому и превратили в городской арт-объект. И служат они теперь разве что детям в качестве игрушки. Народная тематика вообще здесь – преобладающая. Прилавки у стен кремля в Измайлово – завалены шапками ушанками, пуховыми платками и матрешками. Продавцы заверяют – все до единой – сделаны в России. Вот только на сертифицированной фабрике матрешек в Сергиевом-Посаде, объясняют, почему найти настоящую - на московских прилавках практически невозможно. "У нас сейчас работает порядка 15 художников. Один художник делает за неделю порядка 10 матрешек. Мы поставляем в несколько крупных магазинов нашу матрешки. И на самом деле, ее не так много", - рассказала директор фабрики по производству матрешек Анна Зайкина. А вот откуда на самом деле берутся матрешки для московских сувенирных лавок. В городке Имяньпо, в северном Китае находится больше 60 фабрик по производству матрешек. Поэтому в Москве китайцы на них даже не смотрят. Зачем им отечественная продукция. От подделок не застрахован ни один народный бренд. Павлопосадские платки, например, китайцы и турки штампуют миллионами. "Контрафактщики они обычно подделывают не конкретный рисунок. А используют схожесть образа. Тот, который образ сложился в целом для наших покупателей, как павлопосадский платок – вот подобные рисунки стараются напечатать поддельщики", - рассказал заместитель генерального директора Павлово-посадской мануфактуры Вячеслав Долгов. Из-за этого Павлопосадская фабрика теряет около четверти миллиарда рублей. Тогда как механизм лицензирования мог бы не только решить эту проблему, но и привлечь в бюджет дополнительные 300 миллионов. Иначе говоря, деньги за использование плодов народного творчества снова будут идти на народные нужды, а не отдельно взятым предпринимателям. И уж точно не тем, для кого Россия – это лишь рынок сбыта.