Председатель правительства России Дмитрий Медведев поручил министерствам проработать меры господдержки электрического транспорта в стране. В срок до 17 августа должен быть рассмотрен пакет предложений. В их числе ограничение использования машин с двигателем внутреннего сгорания в крупных городах и на курортах, пишут «Известия». Также предлагается рекомендовать субъектам РФ установить «нулевую» ставку транспортного налога на электромобили и гибридные автомобили, принять программу предоставления бесплатных парковочных мест на муниципальных парковочных пространствах для электромобилей и гибридов, а также ввести на среднесрочный период программу субсидирования приобретения электротранспорта. Завидное единодушие Эти предложения совпадают с планами Минэкономразвития. По замыслам ведомства, в будущем владельцам электромобилей могут быть предоставлены право движения по полосам общественного транспорта, скидки на страхование автомобиля, налоговые льготы, сообщает издание. «Те автомобили, которые не будут соответствовать экологическим стандартам, скорее всего, будут ограничены в использовании. Возможно, им будет ограничен въезд в некоторые городские зоны», — заявила официальный представитель МЭР Елена Лашкина. Полная переориентация исключительно на поддержку инновационных видов транспорта (в том числе электромобилей) предполагается уже с 2020 года, что зафиксировано в проекте Стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2025 года. Позитивная повестка Развитие электромобилей в целом можно только приветствовать, но запрещать при этом движение бензиновых автомобилей — абсолютный нонсенс, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Я выступаю исключительно за экологически безвредные автомобили и вообще считаю, что передвижение на машине должно причинять по возможности минимальный урон экологии, здоровью людей, животных и всех остальных, — пояснил он „Ридусу“. — Но достигать этой цели можно разными путями. Если мы посмотрим на страны Европы и США, там используется позитивная повестка, то есть, стимулирование приобретения и эксплуатации электромобилей». По словам эксперта это означает, что государство дотирует приобретение электромобилей и обнуляет налоги на их содержание. Одновременно создается сеть абсолютно бесплатных зарядных станций, то есть получается еще и экономия на эксплуатации. «И дальше по мелочи. Но в любом случае автомобилиста не принуждают приобретать электромобиль. Ему просто говорят, что пользоваться экологически чистым транспортом выгодно, прежде всего», — говорит Шкуматов. Где ездить? Эксплуатация электромобиля имеет определенные нюансы. Текущая ситуация с развитием соответствующей инфраструктуры даже в Москве, не говоря уж обо всей России, спросу на такие машины отнюдь не способствует. И никакие запреты здесь не помогут, нужны совсем другие меры. Например, для того, чтобы в той же Москве заменить все автомобили электрическими, потребуется как минимум 40 тысяч зарядных станций, а если учесть, что на самом деле люди заправляются неравномерно, 60−70 тысяч, тогда как сейчас их всего 40. В стране же зарядных станций для электромобилей нет практически нигде. Даже дорогу из Москвы до Санкт-Петербурга на такой машине вряд ли удастся преодолеть. «Никто не говорит о том, что необходимо вкладывать деньги в сеть зарядных станций, но почему-то говорят об электромобилях. А где их заряжать?» — спрашивает эксперт. И где хранить? Есть еще одна серьезная проблема, особенно актуальная в российских широтах: электромобиль очень чувствителен к холоду. Его батарея специальным образом подогревается в лютые морозы до небольшой плюсовой температуры. Но на это расходуется энергия самой батареи. Соответственно, если оставить машину на неотапливаемой парковке, через какое-то время (допустим, недели через три), он разрядится. И что делать, если он разрядился во дворе многоэтажного дома? Скидывать удлинитель с розеткой на 380 вольт с 24-го этажа? Соответственно, возникает вопрос, где хранить электромобили. По словам Шкуматова, в Москве в принципе нормальных машиномест всего 1,6 миллиона на 4,4 миллиона автомобилей. Из них не более одного процента пригодны для организации зарядной станции и, соответственно, хранения электромобилей. Вредная привычка «Огромное количество реальных проблем, и ни одного механизма, который бы позволил эти проблемы решить, — сетует эксперт. — Тем ни менее, говорят о запрете движения на бензиновом двигателе. Они решили, что невидимая рука рынка сама создаст спрос, обогреваемые паркинги, сеть зарядных станций во дворах, на улицах, на трассах и в других городах. Нет же! Это все появлялось в мире с помощью серьезных государственных субсидий, дотаций и вложений средств. На самом деле, ничто само собой не появляется». Он полагает, что подобные предложения говорят о некомпетентности тех, кто их выдвигает и принимает. Власти привыкли решать любую задачу запретами. «Это не про автомобили. Это вообще про технологию решения проблем в России. Давайте запретим людям болеть, давайте запретим людям быть бедными, давайте запретим людям ездить на бензиновых автомобилях. Это какая-то странная логика, которая у меня в голове не укладывается», — резюмирует Шкуматов.